Основание под тротуарную плитку: устройство и подготовка к укладке

Требования к основанию

Подушка под тротуарную плитку должна отвечать ряду требований, чтобы результат радовал длительное время:

  • Дренаж. Отвод воды не допустит, чтобы материал дорожки разрушался;
  • Гидроизоляция. Укладка специальной подложки поможет избежать излишнего накопления влаги;
  • Водосток. Устройство уклона или специальной стоковой канавки гарантирует оперативный отвод большого количества воды при выпадении обильных осадков;
  • Ровность поверхности. Перед укладкой тротуарной плитки требуется обеспечить максимальное выравнивание базовой поверхности. В таком случае все элементы можно выложить на площадку с минимальным зазором;
  • Устойчивость. Основание должно предотвращать смещение отдельных элементов под воздействием эксплуатационной нагрузки;
  • Углубление. Подготовка основания под тротуарную плитку предполагает выкапывание ямы, позволяющей смонтировать дренажную систему и углубить саму дорожку.

Многих волнует вопрос о том, может ли плитка укладываться на старое покрытие? Здесь однозначного ответа нет. Если для отделки использовалась плитка или асфальт, стоит обязательно оценить их состояние.


Основание под укладку тротуарной плитки должно быть ровным

Совет! Если есть риск проседания земли, стоит обязательно выполнить весь необходимый комплекс работ, удалив старый настил.

Если внешний вид отделочного материала плачевный, а основание изначально выполнено качественно и отвечает перечисленным выше требования, плитку можно уложить сверху. Однако в этом случае стоит обязательно учесть, что уровень полотна станет выше. Как следствие, придется дополнительно оформить прилегающую территорию.


Укладка на бетон

Разновидности основ для укладки брусчатки и требования к ним

Чтобы выложить цементную, полимерную или каменную брусчатку, необходимо сделать основу под нее. Основание для тротуарной плитки может быть следующим:

  • Мелкий отсев либо же песок. В таком случае укладка выполняется непосредственно на предварительно подготовленную подушку, толщина ее может достигать до 20 сантиметров.  Песок под тротуарную плитку
  • Цементно-песчаная смесь, для ее укрепления предварительно внизу укладывается щебневый слой.
  • Бетонная подложка. Выполняется приклеивание брусчатки на клей для тротуарной плитки на бетонное основание. бетон под тротуарную плитку

Основными требованиями, предъявляемыми к основаниям, являются:

  • поверхность должна быть ровной;
  • устойчивость и прочность;
  • долговечность;
  • должно быть заглубление в землю;
  • создание гидроизоляции.

Песчаная подушка

После того, как будут окончены работы по засыпке дренажного слоя и устройству гидроизоляции, можно приступать к засыпке финального песчаного слоя. В качестве материала здесь лучше всего использовать просеянный речной песок.

Для обеспечения хорошей устойчивости брусчатки, толщина несущего слоя должна быть не менее 7 см. Следует учитывать, что при укладке плитка будет частично погружаться в песок, и насыпать слой, который обеспечит превышение верхнего уровня дорожки или площадки над уровнем земли на 2-3 см.

Основание под плитку из песка
Засыпку песка нужно производить в три слоя по 2-3 см. Каждый подготовленный слой, после засыпки, поливается водой и трамбуется.

Для качественного трамбования лучше использовать строительную вибромашину, но если ее нет, следует выполнить эту работу вручную, более активно проливая песок водой.

Верхний слой песка необходимо тщательно выровнять, используя штукатурное правило. Приступать к укладке брусчатки можно будет только после получения идеально ровной поверхности.

Песчано-цементное основание

Песчано-цементное основание
Схема песчано-цементного основания под укладку.

Устройство такого основания под тротуарную плитку выполняется так же, как и песчаная подушка, но в качестве верхнего слоя нужно использовать сухую песчано-цементную смесь. Для приготовления смеси берут одну часть цемента и три части песка по объему. Этот слой также трамбуется, как и предыдущие слои.

Укладку этого слоя нужно производить в сухую погоду, непосредственно перед укладкой плитки. Чаще всего, засыпают и трамбуют нижние слои, а третий, песчано-цементный, засыпают небольшими участками непосредственно перед укладкой тротуарной плитки.

Бетонное основание

Бетон, в качестве основы, применяется для укладки тонкой тротуарной плитки на клеевой цементный раствор. Эта подготовительная работа выполняется после того, как как вы смогли подготовить слой гидроизоляции, и состоит из четырех этапов:

  • установка опалубки;
  • армирование;
  • установка маяков;
  • заливка бетона.

Гарцовка

Если тротуар имеет незначительный уклон, плитку монтируют на гарцовку (строительную сухую смесь). Применение данного состава позволит добиться надежного скрепления элементов мощения с основой.

Сухая укладочная смесь представляет собой цементно-песчаную или известково-песчаную массу, смешанную в разных консистенциях.

Особенности укладки гарцовки под плитку:

  • состав насыпают на готовое основание в сухом виде;
  • уплотняют и выравнивают по всей площади с помощью виброплит или трамбовок;
  • перед монтажом плитки поверхность подушки немного увлажняют для повышения качества сцепления и вязкости.

Гарцовочный слой подойдет при обустройстве пешеходных дорожек с минимальной механической нагрузкой.

Отсев

Отсев — это сыпучий материал, полученный при переработке природного камня. В отличие от песка, такой состав характеризуется меньшей усадкой.

Отсев можно насыпать поверх дренажа из щебня. Каждый подстилающий слой должен составлять 10 см. Утрамбовку проводят до тех пор, пока на поверхности перестанут оставаться следы от обуви.

Внимание! Общий слой отсева не должен быть более 20 см.

Чтобы выровнять подушку под тротуарную плитку, пользуются разными способами:

  • металлическими направляющими;
  • правилом с вырезными пазами;
  • деревянными маяками.

Монтаж плитки на отсев — экономичный вариант по сравнению с другими методами.

Расчет материалов

Чтобы создать надежное основание для тротуарной плитки, потребуются инструменты:

  • рулетка;
  • уровень;
  • киянка;
  • болгарка;
  • молоток;
  • шпатель;
  • грабли;
  • штыковая лопата;
  • бетономешалка;
  • ручная или механическая трамбовка.

Расчет сыпучих материалов проводится по математическим формулам вычисления объема. Полученное число умножается на показатель удельного веса. Арматура приобретается из расчета сборки из прутов решетки с ячеей 20 см. Количество бордюров определяется путем деления периметра на длину одного блока. Для заливки плиты делается бетон марки М200. Раствор делается из цемента, песка, щебня и воды в соотношении 1:3:3:2.

Дополнительно потребуются такие материалы:

  • полиэтиленовая пленка для гидроизоляции;
  • геотекстильное полотно для предотвращения вымывания почвы и прорастания травы;
  • маяки для корректировки уровня поверхности;
  • шнур и колья для проведения трассировки.

Приобретать материал следует с запасом 10-15 % из расчета на потери при транспортировке, хранении и ошибки во время работы.

Приступаем к монтажным работам перед укладкой

Приступая к объекту и сделав все расчётные работы, выполняем в первую очередь разбивку территории. Определяемся согласно проектному плану или плану согласованному с заказчиком, на какие сектора будет разбиваться территория,какие участки нужно выделить в высотном плане — то есть: площадки под беседки, барбекю, пандусы или брустверы, уклоны, места прохождения желобов и точки сброса воды. На своём опыте скажу, что если работы производятся на территории частного жилого сектора, то все уклоны обустраиваются на максимальном расстоянии от построек, то есть, после произведённых работ, должно визуально казаться что постройки находятся выше тротуарной или проезжей части участка. Это делается для того чтоб максимально отвести влагу от построек.

Готовим основание

Все работы начинаются с подготовки основания. На участке, где будут производиться работы, снимается верхний слой грунта, чтобы по максимуму удалить корневую систему растений, (не более 40см) и углубиться на нужную нам глубину для засыпки основы под плитку. Надо понимать, что все уклоны по площадке необходимо начинать делать уже при выравнивании земляного полотна. Тогда и подсыпанные слои лягут равномерным слоем, создавая и корректируя нужный нам уклон. Если вы мостите участок небольшой площади и у вас достаточно сил чтобы снять необходимый по толщине слой грунта,  можно сделать это с помощью кирки и лопаты. Удалив грунт, подчистите дно корыта, чтобы удалить бугорки и кочки. После этого нужно тщательно затрамбовать земляное полотно с помощью трамбовки, или виброплиты. Без этих инструментов невозможно качественно уплотнить поверхность земляного корыта. Укладка подстилающих слоев и плитки на не уплотненный грунт приведет к проседанию отдельных участков покрытия.

Чтобы узнать на какую глубину нам нужно снимать грунт, нужно забить колья по периметру участка. Если участок большой или имеет скрытые участки, значит нужно разбить один большой участок на несколько небольших — видимых. На этих кольях с помощью гидроуровня, отбиваем «горизонт» (как это правильно сделать, я писал в статье « Устройство армопояса под мансардную кровлю»). Когда у нас горизонтальные метки есть, мы определяемся с уклонами площадей. Уклон необходим для того, чтобы атмосферные осадки не скапливались в одном месте, а отводились подальше от построек и пешеходных зон. Самый оптимальный уклон – это «Дорожный уклон».

Дорожный уклон – это уклон, который применяется в строительстве полотна проезжей части, и равен 1метр=1сантиметр. То есть, отклонение от горизонта на одном метре – один сантиметр.

Пример: если длина площади равна 10 метров, то в начале и в конце площади забиваем по колышку. Отмечаем с помощью гидроуровня горизонтальные метки, и, там где нам нужно (в начале или в конце) опустить площадь, на этом колышке отмечаем вниз 10 см. от горизонтальной метки.

Н – точка горизонта

Н1 – точка уклона

L – длина участка


Когда с уклонами и с разбивкой покончено, можно приступать к установке бордюров. Для этого в местах, где будут устанавливаться бордюры, забиваем направляющие колья и выставляем на них высотную отметку, натягиваем леску или шнурку. Это будет Высотный маяк.

Следует заметить что, если площадь плитки укладывается с уклоном, то и бордюры должны устанавливаться с тем же градусом уклона.

От высотной отметки вниз отмечаем высоту нашего бордюра, плюс 10см на подсыпку и бетон на который будет устанавливаться бордюр и, если нужно, убираем лишний грунт. Далее готовим основу, трамбуем дно, просыпаем щебнем, слоем 5см, и опять трамбуем. Готовим бетон. Бетон должен быть густой, приготовлен в пропорции 1 / 3. Одна порция цемента и три порции песка и щебня. Равномерно, лопатой, на верх протрамбованого щебня, накладываем бетон на всю длину бордюра, примерным слоем 6 -7 см. и устанавливаем бордюр так, чтобы верх бордюра был по леске, на касание.

Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутой лески, но и строительным уровнем во всех направлениях уклона, при этом уровень должен показывать наклон в необходимом нам направлении.

Итак, когда все бордюры установлены и бетон начал схватываться, приступаем к установке желобов. В принципе технология установки желобов практически такая же, как и установка бордюров. Согласуем место, где будет слив воды, берём его как самую низкую точку и с помощью колышек и гидроуровня делаем разметку под монтаж желобов. Следует помнить что верх нашего желоба — это уже верх будущей плитки. Желоба нужно очень тщательно выставлять под леску, так как малейший провал в местах соединения элементов повлечёт за собой торможение слива воды и впоследствии — намерзание льда и разрушение бетонных элементов нашей площадки. Тротуарные желоба должны соединяться с трубами отливной системы построек на участке, так как во время дождя или других осадков крыши построек имеют большую площадь забора воды, и, стекая с крыши вода, будет вымывать сначала плиточные швы, а в осенне – весенний период стадия замерзания – размерзания будет разрушать бетонные элементы. Метровые желоба в целях безопасности следует накрыть специальной решёткой, которая идёт в комплекте при приобретении желобов.

Разметка и земляные работы

Работа начинается с разметки поверхности земли, которая предназначена для мощения. Основные рекомендации следующие:

  1. Ширина дороги должна быть не менее 2,2 м. Этого достаточно для проезда транспортных средств. Слишком большая ширина лишь увеличит стоимость работ, слишком малая – может усложнить передвижение.
  2.  Размер стоянки выбирается по своему усмотрению, но чем она больше, тем дороже обойдутся работы. Однако небольшая площадка не позволит проводить ремонтные работы.
  3. Для обозначения и измерений применяются прочный шнур, колышки и рулетка. Между вбитыми колышками шнур натягивается так, чтобы не было провисаний. Подобный метод разметки и измерений применяется на протяжении многих лет, но все равно пользуется популярностью по причине высокой точности.
  4. После разметки проводится снятие верхнего грунта, толщина которого 30-35 см. Если площадка большая, то есть смысл найма экскаватора. При снятии грунта нужно добиться равномерности, так как это в дальнейшем упростит поставленную задачу.
  5.  Для утрамбовки песка и щебня применяется специальная машина. Поверх созданной подушки расстилается геотекстиль, боковины заворачиваются так, чтобы они получились высотой 30 см. Подобный слой исключает вероятность прорастания сорняков через созданную основу, за счет чего сохраняется привлекательный вид площадки. Кроме этого, высокие изоляционные качества исключают вероятность подъема грунтовых вод.

Читайте также  Укладка тротуарной плитки «Волна»

Качественное основание, созданное своими руками, обеспечит длительный эксплуатационный срок парковки.

Стабилизация и подготовка грунта

Если почвенный слой достаточно ровный, работы по стабилизации заключаются в выкорчевывании растительности, засыпке ям и утрамбовке. Если на площадке есть большие неровности, для их устранения пользуются строительной техникой — бульдозером, экскаватором или скрепером. Чтобы проверить, насколько ровная площадка, применяют современные контрольно-измерительные приборы: например, лазерный уровень (нивелир).

Следующий этап — подготовка основания под мощение тротуарной плитки. На данной стадии проводят обустройство дренажной подушки. Последовательность работы:

  • засыпать песок на дно траншеи;
  • утрамбовать, поливая его из лейки или из шланга, разровнять;
  • насыпать гравий средней фракции;
  • сверху добавить песок для выравнивания слоя из щебня, полить его водой, утрамбовать.

Толщина дренажа составляет 2/3 от общей толщины основы и равна 14-15 сантиметрам.

После укладки дренажа проводят гидроизоляцию. На поверхности расстилают материал, который препятствует проникновению воды к верхнему слою.

Лучшим гидроизоляционным материалом считается геотекстиль. Он характеризуется повышенной прочностью и надежной защитой от влаги. Материал не разлагается и не гниет.

Альтернативный вариант гидроизоляции — укладка полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Для повышения эффективности отвода влаги гидроизоляционный слой должен иметь небольшой уклон. Этот факт учитывают на стадии обустройства дренажа.

Засыпка дренажного слоя

В соответствии с вышеописанными схемами обустройства покрытия определяют толщину каждого из слоев сыпучих материалов. На утрамбованную почву укладывают песок. Несмотря на то что применяют мелкофракционный материал, его все равно нужно трамбовать. Для этого применяют виброплиту или трамбовочное оборудование.

Сверху этот слой покрывается геотекстилем внахлест на 8-10 см. Материал должен защищать основу покрытия по периметру. По этой причине геотекстиль заворачивается на стенки котлована по всей высоте. Такая мера позволит предотвратить рост сорной травы и подъем грунтовых вод.

процесс укладки тротуарной плитки под парковку

Перед засыпкой дренажного слоя рекомендуется установить бордюрный камень. Если сделать это позднее, нарушится структура основания. Когда высоты бордюра недостаточно, производится подсыпка смеси — песка и гравия.

Можно использовать 2 способа крепления бордюра:

  • заливка цементной смеси по периметру участка тонкой полосой в качестве основания для бордюрного камня;
  • крепление подпорками, с внутренней стороны бордюр удерживается с помощью насыпных материалов дренажного слоя.

Предпочтение отдается второму варианту, т. к. сохраняется минимально допустимая подвижность. За счет этого предотвращается преждевременное разрушение покрытия. Когда бордюрный камень будет установлен, продолжают формирование дренажа: укладывают крупнофракционный щебень, толщина слоя существенная, поверх насыпают мелкофракционный щебень или смесь песка и гравия (готовится в соотношении 1:2).

При укладке каждого из материалов производится трамбовка. Это позволит избежать проседания покрытия в процессе эксплуатации. После формирования третьего слоя сыпучего материала сверху укладывают геотекстиль. Если защищать каждый из слоев щебня и песка таким покрытием, снизится интенсивность оттока воды от бетона.

В результате в структуре основания будет сохраняться некоторый уровень влажности. По этой причине используют геотекстиль только дважды: на начальном этапе и в середине процесса укладки покрытия.

укладка тротуарной плитки под машину авто

Гидроизоляция основы

Гидроизоляция основания под укладку тротуарной плитки
На участках с высокими грунтовыми водами гидроизоляция прокладывается между гравием и песком.

Поверх песчаного слоя можно проложить геотекстиль. Это экологичный материал, который не только защищает основание от сорной травы, а покрытие — от проседания, но еще и позволяет правильно организовать гидроизоляцию верхнего покрытия. Геотекстиль укладывают одним слоем внахлест.

Преимущества такого материала:

  • неподверженность гниению, разложению;
  • длительный период службы;
  • высокая прочность.

Кроме того, благодаря геотекстилю снижается вероятность скопления воды под брусчаткой. Если нет возможности использовать такой материал, применяют полиэтиленовую пленку.

Ее складывают вдвое, но даже это не обеспечит надежной защиты покрытия от воды. Пленка быстро деформируется.

Установка бордюров

Чтобы плитка не «расползалась», до укладки плиточных элементов, рекомендуется установить бордюры. Они могут быть изготовлены из любых материалов, но если вы хотите сэкономить, то лучше отдавать предпочтение изделиям из армированного бетона.

Бордюрный камень должен быть установлен таким образом, чтобы 60% его высоты находилось под землей.

Формирование несущего слоя

Подготовка определяется типом основания под брусчатку. До начала подготовки стоит узнать, для чего оно предназначено.

При устройстве песчаного основания на подготовленный пирог засыпается просеянный речной песок. Толщина такой прослойки составляет минимум 7 см. Последовательно насыпают слои толщиной не более 3 см, обильно проливая их водой и трамбуя.

Внимание! Толщина песчаного слоя должна позволять плитке частично погрузиться внутрь.

Чтобы добиться качественного трамбования, стоит воспользоваться строительной вибромашиной. Если ее нет, рекомендуется поверхность активно поливать водой.

Внимание! Поверхность выравнивают с помощью правила.

Если интересует, как сделать прочное основание, отметим, что для этого потребуется сухая песчано-цементная смесь, состоящая из одной части цемента и трех частей песка. Согласно СНиП, такое основание должно формироваться в солнечный день, непосредственно перед монтажом плиточного покрытия.

Бетонное основание востребовано при монтаже тонкой плитки на клеевой состав. Работы выполняются в такой последовательности:

  • Монтаж опалубки, которая подобна той, что требуется фундаменту;
  • Армирование, повышающее прочностные характеристики основы. При этом обязательно учитывают требования СНиП. Схема расположения армирующих элементов должна быть такой, чтобы выдержать эксплуатационную нагрузку;
  • Установка маяков. Их на почве стоит располагать так, чтобы было удобно контролировать плоскостность основы;
  • Заливка бетона, свойства которого тоже должны отвечать требованиям СНиП и других нормативных документов.

После подготовки основания укладывают отделочный материал. Располагают плитку в соответствии с выбранной раскладкой. Можно использовать элементы одного цвета и сразу нескольких.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки – ответственный этап, на который стоит обратить пристальное внимание. От качества выполнения работ зависит срок службы дорожки. При выборе подходящего варианта следует учитывать эксплуатационную нагрузку, которую будет испытывать дорожка при эксплуатации, требования нормативных документов и СНиП. Если это будет тротуар, можно обойтись песчаной подсыпкой. Если же облагораживается подъезд, по которому будет двигаться транспорт, следует выполнить заливку бетонного раствора.

Устройство песчано – щебёночного основания под тротуарную плитку

По раскатанному геотекстилю с помощью тачки и лопаты рассыпаем песок. Толщина слоя 4-6см. Трамбуем его с помощью ручной трамбовки или виброплиты. Большие площади лучше, конечно, трамбовать с помощью виброплиты так как она не только трамбует, но и ровняет поверхность площади. Трамбовать нужно так, чтоб по одному месту было 5 ударов или проходов виброплиты.

Когда песок выровнен и протрамбован, настилаем слой щебня фракцией 5 – 20мм. Толщина слоя щебня должна быть 15см. Этого вполне хватает для тротуаров и пешеходных зон со средней нагрузкой. Щебень нужно тоже трамбовать, и как показывает практика, ручная трамбовка здесь малоэффективна, лучше — виброплита. При трамбовке щебня рекомендуется делать так званую «расклинцовку». Расклинцовка это – смесь сухого песка с отсевом в равных долях. То есть, берём песок и отсев в одинаковых пропорциях и с помощью бетономешалки перемешиваем до однородного состояния, и когда виброплита заделала один проход по всей площади, берём лопату, набираем смесь и веерным кидком рассеваем по площади смесь. Таким образом, песок с отсевом забивают все щели, которые образовываются на поверхности щебневой основы. После расклинцовки проходим ещё раз виброплитой. Вибрация и давление помогут расклинцовочной смеси опустится в низ  щебёночной подушки. Эти операции повторяем до тех пор, пока раслинцовочная смесь будет лежать тонким слоем на поверхности щебневого основания. Конечный этап подготовки основания — это полив водой из шланга. Проливать нужно тщательно и способом «падающей воды», кончик шланга поднять вверх. После поливки ещё раз протрамбовать. Если подготовка сделана правильно, основание становится ровным в плоскости и плотным.

Если на площадке, где собираемся укладывать плитку, присутствует асфальтобетон и он не плохого качества и визуально не наблюдается провалов и бугров, а по гидроуровневой высоте он нас устраивает, то можем считать что у нас подготовка готова, плитку можно ложить используя только выравнивающий отсевоцементный слой.

И ещё, песчано – щебёночное основание применяется только на тротуарах и пешеходных зонах. В местах, где присутствует транспортное движение, и постоянная большая нагрузка, тротуарная плитка укладывается на подготовленное бетонное основание.

Готовим гарцовку

Гарцовка это — сухая смесь отсева с цементом в соотношении 1:3. Одна часть цемента и три части отсева, без добавления воды.

На утрамбованной поверхности делаем разметку под верх плитки. Для этого забиваем колышки, попарно, в начале и в конце нашей площадки и натягиваем лески по визуальному верху плитки. Когда эта операция сделана опускаем леску вниз на толщину плитки, минус один сантиметр. Например: если плитка у нас имеет толщину 6см, то леску опускаем на 5см от уровня верха плитки. Не забываем также про продольный и поперечный уклон. Проверяем все уклоны строительным уровнем, прикладывая на касание к леске или гидроуровнем. По этим лескам выставляем наши маячные трубы. Трубу желательно выбирать круглую — так легче выставлять. Трубы выставляются на расстоянии друг от друга так, чтоб наше правило с запасом длины ложилось на трубы. Например: если правило у нас имеет длину 2 метра, то трубы выставляются на расстоянии не более 1.7 метра друг от друга. Делаем засыпку гарцовки там, где будут лежать трубы, ложим трубы так, чтоб верх трубы прикасался с леской. Затем тачкой или лопатой заполняем пространство между трубами гарцовкой и правилом стягиваем движением на себя, так чтоб гарцовка ровным слоем растянулась по всей захватке.


Если мы делаем дорожки, которые имеют ширину не более 1.5 метра можно использовать широкую, но ровную доску, предварительно вырезав в ней пазы под бордюр на толщину укладываемой плитки. В этой ситуации использование труб не обязательно.

После выравнивания гарцовки по нашей захватке, необходимо её протрамбовать ручной трамбовкой в один проход, не вынимая труб. Гарцовка сразу уплотнится и покажет места провалов, где нужно подсыпать. С помощью лопаты делаем подсыпку и опять стягиваем

правилом. И трамбуем. Эту операцию повторяем два – три раза, пока на нашей захватке не образуется идеально ровная, уплотнённая площадка. Только после этого вынимаем маячные трубы и делаем подсыпку в канавки после труб. Уплотняем резиновым молотком и подровняем с помощью мастерка.

Важный момент: при подготовке выравнивающего слоя гарцовки, нужно использовать всю приготовленную смесь, то есть, уложить, затрамбовать и уложить плитку. Так как гарцовка состоит из цемента и отсева, а отсев имеет некую степень влажности, то цемент с этой влагой вступает в реакцию и оставленная, допустим, на завтра готовая гарцовка уже не будет выполнять свои функции.

Укладка на бетонное основание

Такой вариант обустройства основания имеет ряд недостатков, главный из них заключается в сложности организации водоотведения от бетона. Осадки, которые попадают на плитку, достигают непроницаемого слоя, задерживаются на этом этапе.

В результате влага разрушает бетон. Проблема решается сложным путем: создают влагоприемники, ливневки. В данном случае еще на этапе копки котлована делают уклон. Благодаря этому вода уходит из-под слоя бетона.

Для отведения воды на этапе заливки используют отрезки трубок небольшого диаметра. Их устанавливают вертикально в слой бетона. Причем высота трубок должна быть несколько больше толщины слоя бетонного раствора или вровень с поверхностью. Тогда осадки будут входить через эти каналы по направлению к дренажу.

Рекомендации при использовании бетона

При выборе бетона в качестве фундаментальной основы следует принять во внимание некоторые пояснения рекомендательного характера.

Когда зацементированные бордюрные плиты затвердеют, на следующий день приступают к заполнению бетонной смесью. Если площадка создается для перемещения по ней крупногабаритной техники, то бетонную основу дополняют арматурой с величиной ячеек порядка 20 см. При создании тротуаров для пешеходов такая мера не предусматривается.

Для обеспечения доступа к грунту влаге проделывают дренажные отверстия. Для чего пользуются отрезками трубы (по 20 см — длина каждого), при этом их длина должна быть сопоставима с высотой бетонной толщи.

Такие куски устанавливают с распределением по всей площади (один отрезок трубы на метр квадратный). После чего замешивают типовой бетонный раствор из цемента М 150–200. В толщину бетон заливают слоем в 15 см. С армированием слой бетона должен составить не менее 20 см. Когда бетон схватится, отверстия дренажа засыпают щебнем.

Зная основные моменты того, как приготовить основание для тротуарного плиточного покрытия, свой выбор нужно делать обоснованно и в отношении приобретаемых материалов и в отношении планируемой технологии работ.

 

Опалубка

Устройство опалубки необходимо для того, чтобы предотвратить растекание бетона при заливке, если его верхний уровень превышает уровень земли.

Опалубка
Установка опалубки позволяет оставить зазоры для последующей установки бордюрного камня и обеспечивает ровный край бетонного слоя.

В качестве материала для опалубки используют любой плоский материал имеющий хотя бы одну гладкую сторону. Это могут быть доски, ДСП, листовой пластик и т.п. Закрепление листов производится с помощью забитых в землю кольев или установки распорок.

Армирование

Армирование
Если у вас есть проволока, куски старых труб, арматуры, стальной полосы и т.п., то их также можно использовать для армирования.

Лучшим материалом для армирования бетона является готовая сварная сетка из проволоки диаметром 6 мм и размером ячейки 100х100 мм.

Все металлические детали нужно будет связать между собой вязальной проволокой. Сетка укладывается на дно траншеи. Еще лучше будет, если вы ее немного приподнимите, подложив снизу камни или куски кирпича.

Маяки

После установки армирующих материалов, нужно выставить маяки. Это продольные металлические рейки, верхний уровень которых укажет вам, на какой высоте будет расположена основа под укладываемую тротуарную плитку. В качестве маяков очень удобно применять стальной оцинкованный профиль для установки гипсокартона.

Маяки закрепляются в горках из цементного кладочного раствора на требуемой высоте, параллельно друг другу. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.

Заливка бетона

Перед заливкой бетона поперек дорожек и площадок необходимо установить вставки из листового материала толщиной 3-4 мм. После схватывания бетона их вынимают и в монолите остаются технологические швы для компенсации возможных тепловых расширений.

Бетон для заливки основания под укладку тротуарной плитки можно заказать уже готовый, с доставкой на место производства работ. Делать это целесообразно в том случае, если количество заливаемого бетона превышает 3 кубометра. При меньшем количестве приготовить бетон можно самостоятельно. Для этого потребуется наличие цемента, песка, щебня и миксера-бетономешалки.

Соотношение составляющих компонентов бетонной смеси напрямую зависит от марки цемента. Если вы приобрели цемент М400, то на каждую его объемную часть необходимо добавить 4,2 части щебня и 2,5 части песка, а для цемента М500 требуется 4,9 части щебня и 3,2 части песка. В итоге вы получаете бетон марки М200, прочность которого вполне обеспечит долговечность вашей дорожки или площадки.

Сперва в миксер загружают все компоненты в сухом виде, перемешивают их, и только потом постепенно добавляют воду до получения необходимой густоты смеси. Заливка производится таким образом, чтобы в бетонной массе не оставалось пустот. Выравнивание поверхности выполняют штукатурным правилом или прочной деревянной рейкой, путем протягивания ее вдоль установленных маяков.

Варианты укладки тротуарной плитки

Тротуарная плитка позволяет создавать различные фигуры и орнаменты на придомовой территории. Можно использовать готовые схемы укладки или придумать свой вариант оформления дорожки или площадки.

Самые распространенные варианты укладки тротуарной плитки:

  • елочка;
  • плетенка;
  • шахматка;
  • случайная смесь;
  • круговой шаблон.

Используя разноцветные элементы разной формы, чередуя варианты укладки, можно создавать интересные композиции по принципу обычной мозаики или паззлов.

Мозайка
Геометрическая укладка тротуарной плитки

Фигурную кладку лучше выполнить сначала на участке вблизи рабочей площадки. Это позволит исправить отдельные погрешности или что-то изменить заранее. Когда рабочая поверхность будет готова, плитки постепенно переносятся на нее и укладываются в нужном порядке.

Чтобы выложить плиткой круглую площадку, нужно сделать примитивный циркуль из деревянных реек с заостренными концами. С его помощью на подготовленном участке очерчивается окружность поверх песчаной подушки. Далее плитка выкладывается от внешнего края к центру площадки.

Укладка тротуарной плитки своими руками

Тротуарная плитка «Старый город» имеет преимущество при укладке в том, что она имеет разный дизайн. То есть, вариантов рисунка и укладки очень много. Но сам процесс имеет некоторые правила. Во – первых: ровность швов. Через каждые три – четыре ряда проверять натянутой леской направление шва, если нужно, подравниваем ударами резинового молотка. Во – вторых: ровность по плоскости. Также, каждые три – четыре ряда, берём уровень или правило и прикладываем сверху на уложенную плитку и просматриваем нижний зазор. Он должен бить минимальный, если это не так, то так же подравняем ударами молотка, только сверху. И в – третьих: при укладке плитки каждую  следует немного пристукивать  молотком. Это даёт дополнительное уплотнение подстилающего слоя гарцовки.

В начале статьи я давал информацию, что расчёты будут в конце. Так вот, когда приступаем к работе по тротуарной плитки, задаём себе вопрос: на какую глубину снимать грунт и готовить основу? Так вот, сейчас мы это можем просчитать. Нам для этого нужно знать «привязочные точки», толщину плитки, особенности территории (где будут садовые дорожки, площадки, и самое главное – заезды).

Привязочная точка – это места на территории, где верх тротуарной плитки должен совпадать с элементами постройки на территории. Например: порог дома, низ ступеньки, низ выделенной площадки, и т.д.

Когда эти все данные у нас есть, мы суммируем конструктив: толщина песчаной подушки, плюс толщина щебневой основы, плюс толщина гарцовочной подстилки, плюс толщина плитки. Толщину плитки можно брать за минусом одного сантиметра. Этот сантиметр компенсируется при трамбовании уложенной плитки виброплитой. Нужно учитывать, что на территории толщина плитки может быть разная — в зависимости от технологического назначения.

Итак, когда у нас плитка положена, если есть подрезка, (подрезка это места, где не влезает целая плитка) то подрезку выполняем с помощью болгарки с диском с алмазным напылением, не забывая про средства индивидуальной безопасности (очки, перчатки), просыпаем готовые участки песком. Песок должен быть сухим, мелкокалиброванным и чистым. С помощью веника или садовой щётки распределяем песок по швам, чтоб он максимально заполнил швы, остаток песка не сметаем, а примерно равномерным слоем оставляем на плитке.

 

Трамбовка плитки

И последний этап — это трамбовка готовых площадей с помощью виброплиты. Виброплита при этом должна иметь резиновую подошву, которая идёт в комплекте с виброплитой, в противном случае, металлическая подошва может попросту разрушить элементы нашей работы. При предварительно хорошо затрамбованной подготовительной основы под плитку, достаточно будет одного прохода виброплиты по площади. При этом песок, который мы заметали в швы, немного просядет и уплотнится. Тут нам поможет тот песок, который мы оставили на площади, тем более, он хорошо высой. После трамбования виброплитой плитка выравнивается по площади, немного проседает, и уплотняется в единую монолитную платформу. После этого, ещё раз заметаем песок по площади, но теперь остатки песка выметаем, чтоб рисунок на площади набрал яркости.


Поливать водой из шланга готовую площадь после укладочных работ я бы не рекомендовал. Дело в том, что цемент, использующийся в гарцовке, вступает в реакцию с влагой, которая присутствует в отсеве, грунте, воздухе. Процесс набирания прочности медленный, но когда он завершится, гарцовочная смесь набирает плотность, которая не уступает асфальту, а обливая водой территорию, на которой уложена плитка, вода просто вымывает цемент из состава гарцовки.

Заделка швов

заделка швов тротуарной плитки

Даже при аккуратной работе избежать образования больших швов между отдельными плитками практически невозможно. Незначительные щели могут стать причиной обильного попадания воды, которая размывает основание. Поэтому проводится заделка швов:

  1. Подготавливается сухая цементная смесь. Она представлена сочетанием песка и цемента марки М300.
  2. Полученный состав рассыпается по поверхности равномерным слоем, после чего распределяется щеткой.
  3.  Цементная смесь заполняет пустоты и после первого выпадения осадков она схватывается, обеспечивая требуемый уровень герметизации.

Если использовать площадку без заполнения швов, то есть вероятность смещения отдельных плиток. Это снижает эксплуатационный срок материала, увеличивается вероятность появления ям.

Уход за тротуаром

Тротуарное покрытие время от времени необходимо чистить. Поэтому плиточку лучше подбирать невзрачных тонов – серую или светло-коричневую. Если вы использовали цветную модель, то ее чистку необходимо проводить не меньше одного раза на два месяца.

Источники
  • https://laminatepol.ru/22910-osnovaniyu-pod-trotuarnuyu-plitku.html
  • https://plitka33.ru/osnovanie-pod-trotuarnuju-plitku/
  • https://ProTrotuarnujuPlitku.ru/trotuarnaya-plitka/ustrojstvo-osnovaniya.html
  • https://dvabrevna.ru/zemelniy-uchastok/kak-podgotovit-osnovanie-pod-ukladku-trotuarnoy-plitki.html
  • https://tplitka.com/trotuarnaya-plitka/osnovaniya-pod-trotuarnuyu-plitku
  • https://o-builder.ru/ot-profi-ukladka-trotuarnoj-plitki-na-geotekstil-svoimi-rukami/
  • https://tplitka.com/trotuarnaya-plitka/ukladka-dlya-parkovki
  • https://1beton.info/stroitelstvo/dorogki/ukladka-trotuarnoj-plitki-pod-avtomobil
  • https://1beton.info/stroitelstvo/dorogki/podushku-pod-trotuarnuyu-plitku
  • https://zamesbetona.ru/betonirovanie/osnovanie-pod-plitku-trotuarnuju.html
  • https://IzPlitki.com/pered-ukladkoj/podgotovka-osnovaniya-dlya-ukladki-trotuarnoj-plitki.html
  • https://lanshaft.com/ustroystvo-uchastka/kak-samostoyatelno-klast-trotuarnuyu-plitku.html
  • https://promtu.ru/plitka-trotuarnaya/kak-polozhit-na-dache

Оцените статью
( Пока оценок нет )
админ
Строительство, ремонт и благоустройство своими руками!
Основание под тротуарную плитку: устройство и подготовка к укладке
Как правильно установить полотенцесушитель в ванной – наглядная инструкция
WordPress Themes