Экскаватор ЭО-4121 — технические характеристики, модификации, отзывы

Содержание
  1. Об истории модели и предприятия-изготовителя
  2. О предприятии-изготовителе
  3. История создания
  4. ЭО-4121 — СССР в Масштабе
  5. Описание и особенности
  6. Особенности конструкции и сфера применения «ЭО-4121»
  7. Особенности устройства
  8. Устройство и технические характеристики одноковшового универсального экскаватора с гидравлическим приводом
  9. Рабочая зона
  10. Назначение
  11. Кому полезен экскаватор ЭО-4121?
  12. Преимущества и недостатки
  13. Технические характеристики
  14. Габаритные размеры
  15. Кабина экскаватора «ЭО-4121»
  16. Комфорт для водителя
  17. Двигатель
  18. Характеристики двигателя «А-01М»:
  19. Трансмиссия
  20. Ходовая часть
  21. Гидравлическая система
  22. Электрооборудование
  23. Расход топлива
  24. Характеристики ковша:
  25. Технические характеристики в цифрах
  26. Главные узлы навесного механизма
  27. Сменное рабочее оборудование
  28. Модификации
  29. Цена и отзывы владельцев
  30. Цена б/у экскаватора «ЭО-4121»
  31. Заключение

Об истории модели и предприятия-изготовителя

Дебютный экземпляр данной землеройной техники был собран в 1970-м году. После прохождения всесторонних испытаний, серийное производство экскаваторов «ЭО-4121» было налажено в 1974 году на Ковровском экскаваторном заводе, Владимирская область.

Ковровский экскаваторный является изготовителем первого в нашей стране экскаватора и, в целом, – одним из старейших предприятий всего отечественного машиностроения. Он был основан на производственной базе железнодорожных мастерских, работающих с 1861 года при станции Ковров Московско-Нижегородской железной дороги.

В 1930 году мастерские были преобразованы в завод по ремонту землеройных машин иностранного производства. А уже 21 апреля 1931 года здесь был построен первый в истории советский экскаватор, ставший родоначальником обширного семейства экскаваторов «Ковровец».

Об истории модели и предприятия-изготовителя

И в советские времена, и поныне Ковровский экскаваторный завод – одно из передовых и ведущих отечественных предприятий данной отрасли. За годы работы с его конвейера сошло около ста тысяч единиц землеройной техники, а количество различных моделей и модификаций достигло 64-х видов.

Экскаватор «ЭО-4121» продержался на заводском конвейере вплоть до 1991 года, а прямыми его «потомками» стали модели «ЭО-4124», «ЭО-4125», «ЭО-4224», «МТП-71» («ЭО-4221»). Современным воплощением концепции «ЭО-4121» можно назвать экскаватор «ЭО-4225» – более прогрессивную и совершенную версию.

Сегодня Экскаваторный специализируется на выпуске полноповоротных гидравлических гусеничных экскаваторов: «КиТ-26», «ЭО-4225А-071», «ЭО-4225А-061» с полным спектром навесного оборудования. Производит также лесозаготовительную и погрузочную технику.

О предприятии-изготовителе

Выпускал Э0-4225 экскаваторный завод «Ковровец», в городе Коврове Владимирской области. Это одно из старейших машиностроительных предприятий нашей страны, которое в советские годы было одним из самых крупных производителей землеройной техники. До наступления постперестроечного лихолетья Ковровский экскаваторный завод изготовил 90 тысяч землеройных машин.

Предприятие ведёт свою историю от железнодорожных мастерских, образованных в 1861 году при станции Ковров железной дороги Москва – Нижний Новгород. В 19ЗО году эти мастерские получили новую специализацию: их реорганизовали в завод по ремонту землеройных машин импортного производства. В конце апреля 19З1 года он выпустил первый советский экскаватор, который стал родоначальником обширной семьи ковровской землеройной техники.

Ещё до окончания Великой Отечественной, в 1944-1945 годах, специалистами предприятия был разработан и запущен в серию принципиально новый механический экскаватор Э-5О5 с гидравлическим управлением и ковшом вместимостью О,5 м3.

Вместе с тем, все военные годы завод «Ковровец» давал нужную фронту продукцию: колёса для танков Т-З4, корпуса для реактивных снарядов, мин, авиабомб. Уже в 1949 году ковровские экскаваторы пошли не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

Поступательное развитие предприятия постепенно вывело его в ряды лидеров данной машиностроительной отрасли Советского Союза. Успехи предприятия в немалой степени связаны с именем лучшего за его историю директора – Николая Ивановича Юрыгина. Этот волевой и энергичный человек управлял Ковровским экскаваторным заводом с 1963 по 1985 год. Важнейшими вехами развития предприятия стали серийные модели экскаваторов Э-652Б (в 1969 году присвоен Знак Качества); ЭО-4121, ЭО-4124.

О предприятии-изготовителе

В 90-х годах ЭО-4225 оборудовался «квадратной» кабиной старого образца.

В 2006 году Ковровский экскаваторный завод вошел в промышленную «Группу ГА3». Примерно с 2009 года КМЗ начал разваливаться. Стали убирать непрофильные активы, сокращать рабочие места, избавляться от социальных объектов, бывших на балансе у завода. Сначала ликвидировали производство запорной арматуры, шаровых кранов, светильников; затем и штамповочное производство, и литьё под давлением, и кузнечное производство, и частично механику.

После этого от КЭЗа осталась только сборочное производство. Комплектующие привозили из разных городов: из Чебоксар – гусеницы, из Нижнего Новгорода с ГАЗа – противовесы, из Твери – кабины, причём уже в сборе, и т.п. Под блеф о развитии на базе предприятия новых производств деталей из металла и пластмассы Ковровский экскаваторный завод был окончательно развален и прекратил своё существование.

История создания

Предприятий-изготовителей экскаватора «ЭО-2621»–не одно, а несколько. С 1967-го года, данную технику производили на киевском («Красный экскаватор»), и в Челябинской области – на Златоустовском заводе экскаваторов (сейчас – ООО «Златэкс»). А также, с 1974-го года, в Киевской области – на Бородянском заводе экскаваторов (в наше время – ОАО «Борэкс»).

Далее выпуск данной техники наладили ещё на целом ряде машиностроительных предприятий СНГ. Предками данной универсальной модели землеройной машины были быстросъёмные гидравлические навесные системы«Э-201», на базе советских тракторов: липецкого«Т-30»и минского ««МТЗ-2 «Беларусь». А впоследствии – их усовершенствованный вариант«Э-221».

Эта техника, в свою очередь, стала продолжением первого в Союзе серийного навесного экскаватора с гидравлическим приводом, разработанного ВНИИ Стройдормашем, – неполноповоротного экскаватора «Э-153», на базе трактора «МТЗ-2 «Беларусь». Предприятием-изготовителем этой чрезвычайно нужной в народном хозяйстве техники был киевский.

Каждая из названных моделей предназначалась для проведения широкого спектра земельных и погрузочно/разгрузочных работ среднего и малого объёмов. И каждая становилась новым шагом вперёд, воплощением целого ряда усовершенствований. Увеличивались глубина прокопа, сила разрезания грунта, угол поворота ковша.

Показатель высокой потребности Советского Союза в данной технике в то время – то, что целые предприятия преобразовывали в экскаваторные заводы, для выпуска исключительно названных выше моделей. В частности, Саранский мотороремонтный; или большой цех Златоустовского механического завода, которые с отныне именовались как «Саранский экскаваторный соответственно.

Прямым предшественником «ЭО-2621» стал экскаватор «Э-2515», который в базовом варианте оснащался ковшом обратной лопаты емкостью 0,25 м3 ; наибольшая глубина копания составляла 3 м; высота выгрузки – 2,6 м; производительность – 45-60 м3 в час.Это значительно превышало все предыдущие серийные модели навесных экскаваторов.

К началу 70-х разраставшийся Киев уже вобрал в свою городскую черту, обступив его по периметру жилыми кварталами. Места для строительства новых цехов не осталось, и их стали строить в посёлке Бородянка Киевской области. Туда в итоге и было полностью перенесено производство навесных экскаваторных систем для тракторов.

Через несколько лет к Киеву и Златоусту присоединился Саранск, где также запустили серийное производство «ЭО-2621». Вплоть до «перестройки» и развала Советского Союза, ежегодно выпускалось более двадцати тысяч единиц данной техники. Эти объёмы не только покрывали потребности отечественного рынка, но и позволяли экспортировать экскаваторы «ЭО-2621» в 38 стран мира.

Отличные эксплуатационные характеристики, дешевизна производства и использования, надёжность и неприхотливость сделали «ЭО-2621» основным навесным экскаватором на базе тракторов, самым массовым в мире. Данная модель, в её модификации «ЭО-2621В-3», благодаря своей низкой себестоимости и безотказности до сих пор изготавливается и пользуется стабильным спросом на рынке. Хотя о прежних объёмах производства, конечно, речь не идёт.

ЭО-4121 — СССР в Масштабе

Годы производства: 1970 – 1995 Производитель оригинала: КЭЗ «Ковровец» Производитель модели: Kempal Масштаб: 1:43

ЭО-4121 – типичный гусеничный экскаватор со строительных площадок СССР 70-х – 80-х годов. Предсерийный образец этой машины был собран в 1970-м году на Ковровском экскаваторном ), на котором в 1931 г. был построен самый первый советский экскаватор. ЭО-4121 тоже стал первым в своём роде – именно с него в СССР началась история полноповоротных гидравлических экскаваторов на гусеничном ходу.

С 1974 г. новая машина встала на конвейер, и началось её серийное производство. ЭО-4121 имел 6-тицилиндровый дизельный двигатель, 5 гидроцилиндров исполняющих механизмов и 3 гидромотора: один поворачивал платформу, а два других в индивидуальном порядке приводили в движение гусеницы. Экскаватор имел ходовое устройство тракторного типа, а натяжение гусеничной ленты осуществлялось при помощи гидроцилиндра. ЭО-4121 предназначался для земляных работ с грунтом I- IV категорий, то есть, от лёгкого сыпучего песка до вечной мерзлоты и тяжёлой глины.

В состав рабочего оборудования экскаватора входили: обратная лопата с ковшами ёмкостью от 0,3 до 1,25 м³, грейфер, прямая лопата и прямая лопата с поворотным ковшом. Кабина ЭО-4121 была в целом тихая и тёплая, очень хорошей была обзорность с рабочего места благодаря полному остеклению передней стенки. Однако, эргономичностью рабочее место не отличалось: если сесть так, чтобы ноги удобно лежали на педалях, было сложно дотянуться до рычагов управления, а если сесть так, чтобы удобно было управляться с рычагами, то колени машиниста упирались в лобовое стекло. За смену работы в таком положении, нужно полагать, спина экскаваторщика изрядно уставала.

За время выпуска ЭО-4121 на «Ковровце» несколько раз проводили модернизацию машины. Так появились ЭО-4121А, ЭО-4121Б, а также, её модификации: ЭО-4124, ЭО-4125, ЭО-4224, МТП-71 (ЭО-4221). На конвейере ЭО-4121 продержался вплоть до середины 90-х годов, а выпущенные машины эксплуатируются и поныне. Видать, добротный был экскаватор. О модели ЭО-4121 в масштабе 1:43 от мастерской Kempal рассказывать трудно, её лучше видеть с близкого расстояния. Это, действительно, шедевр среди моделей отечественной спецтехники.

Тщательнейшая проработка (светотехника, гидромоторы, рабочее место машиниста, ходовая часть, гидравлика, шланги) сочетается с подвижностью всех рабочих частей – подвижны наборные гусеницы, полностью двигаются все сочленения стрелы, поворачивается платформа. Миниатюрный экскаватор достаточно увесист, так как выполнен из металла.

Мало того, что альтернативных производителей этой модели не имеется в природе, такое качество исполнения нужно ещё поискать. В общем, — один из флагманов коллекции. Хочу добавить, что экземпляр на фото – это модель из первой десятки, выпущенной мастерской.

Описание и особенности

Данный экскаватор классический представитель сегмента строительных машин 1970-х и 1980-х годов, поскольку в этот период практически на каждой строительной площадке использовалась только эта модель.

Также ЭО-4121 является родоначальником полноповоротной землеройной техники, так как именно эта модель впервые получила принцип гидравлического поворота рабочих агрегатов.

В целях повышения мощности и производительности рабочих органов, было решено увеличить давление во всей гидравлике до 250 килограмм на квадратный сантиметр.

Ключевыми достоинствами данного экскаватора являются:

  1. Простое и не затратное техническое обслуживание. Конструктивные особенности машины позволяют легко добраться практически до всех узлов и деталей, что положительно сказывается на удобстве и экономичности техники в плане ремонтных работ.
  2. Долгий срок службы всех элементов экскаватора. Детали, используемые в корпусе, навесном оборудовании и силовой установке изготавливаются с применением высокопрочного металла, благодаря чему удалось предотвратить появление коррозии. В результате этого и в настоящее время можно зачастую увидеть полностью функционирующий экскаватор ЭО-4121.
  3. Кабина экскаватора вышла довольно комфортабельной для своих лет. Имеются звукоизоляционные материалы и теплоизоляция, благодаря чему внутри поддерживается оптимальная температура для работы оператора в холодное время года.
  4. Экскаватор обладает тремя гидравлическими моторами. Один из них отвечает за управление поворотной платформы, когда остальные используются в качестве привода для гусениц.
  5. Машина имеет довольно высокую устойчивость при проделывании землеройных работ. Это обусловлено правильным расчетом центра тяжести и наличием специальных противовесов.
  6. Спереди кабина использует только стекло, благодаря чему удалось значительно повысить обзорность рабочего участка с места оператора.

Но помимо преимуществ у данного экскаватора имеется один недостаток, а именно это невысокая эргономика рабочего места оператора. Расположение приборов и рычагов в кабине выполнено не совсем удачным образом, так, оператору во время продолжительных работ требуется часто менять положение тела, что в свою очередь влечет утомляемость.

Комплектация экскаватора содержит в себе несколько видов сменного рабочего оборудования, а именно это ковши с объемом от 650 кубических миллиметров и до 1500 кубических миллиметров.

Основным предназначением ЭО-4121 является проделывание каких-либо работ в температурных условиях от минус 40 градусов по Цельсию и до плюс 40 градусов по Цельсию.

Стоит отметить, что имеется еще и тропическое исполнение данного экскаватора, версия которого способна исправно работать даже при температуре окружающей среды в плюс 55 градусов по Цельсию.

Особенности конструкции и сфера применения «ЭО-4121»

Конструкция экскаватора«ЭО-4121» включает в себя гусеничную платформу с поворотным механизмом. На поворотной части располагаются рабочее оборудование (стрела и ковш), системы управления, топливный бак, бак гидросистемы, дизельный двигатель, три гидравлических мотора, 5 гидроцилиндров и прочие компоненты гидросистемы, кабина машиниста и противовесы (в задней части). Поворотная платформа опирается на раму ходовой части через роликовое опорно-поворотное устройство.

Особенности конструкции и сфера применения «ЭО-4121»

Один из гидравлических моторов поворачивает платформу экскаватора, а два других в индивидуальном порядке приводят в движение гусеницы. Ходовое устройство на данном экскаваторе – тракторного типа, а натяжение гусеничных лент осуществляется с помощью гидроцилиндра. В состав основного рабочего оборудования экскаватора вошли: обратная лопата с ковшами ёмкостью от 0,3 до 1,25 м3, грейфер, прямая лопата и прямая лопата с поворотным ковшом, погрузчик, гидромолот.

Экскаватор предназначается для работ при температурных условиях от -40 до +40 градусов (в тропическом исполнении – до +55 градусов). Благодаря использованию ковшей различных объёмов и универсальности платформы, экскаватор «ЭО-4121» эффективно выполняет не только земляные работы (рытьё траншей, ям и котлованов), но и погрузку сыпучих и мелкодробленых материалов (в том числе при помощи вил или грейфера); дробление твёрдых пород гидромолотом; рыхление грунта съёмным зубом.

Особенности устройства

Кроме того, что модель имела гидравлическую систему и полноповоротный механизм, была предусмотрена система очистки рабочей жидкости. Было установлено 12 фильтров, охлаждение ее происходило в радиаторе 16. Для того чтобы осуществлять работы, необходимо минимально было иметь 75 литров рабочей жидкости.

Система управления экскаватором представлена в двух колонках, а каждая рукоять на них позволяет выполнять по два движения. Дополнительно машина оснащалась рычагом управления частотой вращения мотора, стояночным тормозом (причем для поворота и хода). Имелась в наличии и система контроля работы двигателя и гидравлической системы.

Благодаря тому, что модель была сделана добротно, до сих пор на рынке можно встретить предложения по ее продаже. Стоимость на вторичном рынке составляет порядка 300–400 тысяч рублей. Но обычно покупают уже аналоги, появившиеся позже, например, экскаватор МПТ-71.
Если пользоваться услугами данной техники, то обойдется она примерно 900–1000 рублей за час работы.

Устройство и технические характеристики одноковшового универсального экскаватора с гидравлическим приводом

Экскаваторы с гидравлическим приводом имеют ряд преимуществ перед механическими.

Для осуществления всех операций цикла работы в конструкции экскаватора с гидроприводом имеются следующие основные агрегаты и механизмы: силовая установка, гидрооборудование, рабочее оборудование, механизм поворота, механизм передвижения.

Силовая установка служит для вращения гидронасосов, создающих давление в гидросистемах экскаватора. Силовая установка, как правило, состоит из дизеля и его систем — питания, охлаждения и смазочной. На экскаваторах ЭО-4121 и ЭО-5122 дизель вращает также вспомогательный генератор переменного тока, который дает энергию для обогрева кабины и других нужд.

Рабочая зона

Наибольший радиус копания на уровне стоянки 9,3 м

Наибольшая кинематическая глубина копания 6,0 м

Максимальная высота копания 7,7 м

Наибольшая высота выгрузки 5,15 м

Назначение

Гусеничный экскаватор ЭО-4121 предназначен для выполнения таких работ, как рытье траншей и котлованов различной глубины; создание насыпей грунта и других сыпучих материалов; очистка рабочих территорий от производственного мусора; разрыхление твердых масс грунта; рытье каналов; разработка колодцев; разрушение каких-либо бетонных сооружений; погрузка и разгрузка различных материалов.

Техника способна справится с грунтом первой, второй, третьей и четвертой категории плотности, однако, для последних требуется предварительное разрыхление, которое экскаватор может осуществить либо с помощью гидравлического отбойного молота, либо с помощью однозубого рыхлительного оборудования.

В советские времена эта модель зачастую применялась на строительных площадках, но иногда эксплуатация данной техники наблюдалась и в промышленных отраслях.

Кому полезен экскаватор ЭО-4121?

Учитывая, что модель этой специализированной техники может снабжаться сменным рабочим оборудованием, спектр ее применения достаточно широк. Кроме того, экскаватор способен работать в разных климатических условиях, что позволяет работать на территории всей России и соседних стран. При желании его можно отправить даже в тропики, т. к. рабочие температуры от -40 до +55 градусов.

Такой модели под силу земляные работы (грунты могут быть любой категории), погрузка сыпучих материалов, работа со скальными породами, которые измельчены до кусков порядка 40 см.

Ковш емкостью 1 кубометр способен перевозить грунты или сыпучие материалы до 2,2 т.

Замерший грунт или глинистые почвы также под силу этой модели. Твердые породы экскаватор способен раздолбить при условии навеса гидравлического молота.

Преимущества и недостатки

На фото ЭО 2621 выглядит как типовой советский трактор, но в отличие от многих моделей такого класса, экскаватор одноковшовый ЭО 2621 имеет преимущества, которыми эффективно пользуются малые и крупные хозяйства и предприятия.

  1.  В первую очередь, это совокупность возможностей и цены, которая окупается максимально за 2 года, к этому можно прибавить срок эксплуатации, который поднимается выше указанного в нормативно–технической документации;
  2.  Высокая ремонтопригодность и доступность запчастей;
  3.  Оперативная смена рабочих органов на месте с использованием дежурных инструментов (без необходимости отгона в гараж);
  4.  Экономичный двигатель и большой сцепной вес;
  5.  Хорошо заводится при минусовых температурах.

К недостаткам можно отнести:

  1.  Неприглядный внешний вид в сравнении с современной спецтехникой;
  2.  Рабочее место не оборудовано гидравлическим устройством подъема и амортизацией.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 4900 мм (без ковша);
  • ширина – 2900 мм;
  • высота – 3060 мм.

Прочие характеристики:

  1. Дорожный просвет – 942 мм.
  2. Скорость передвижения – 2,8 км/час.
  3. Производительность – до 150 кубометров/час.
  4. Число оборотов платформы в минуту – 6.
  5. Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 3,13 м.
  6. Емкость рабочего ковша – 0,65–1,5 кубометров.

Радиус / глубина копания:

  • обратной лопатой – 9,2 / 5,8 м;
  • прямой лопатой – 7,25 / 3,6 м;
  • грейфером – 8,9 / 3,2 м;
  • погрузчиком — 3,75 м.

Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс. Высота загрузки – 5 метров.

Масса:

  • с прямой лопатой – 19,87 т;
  • с обратной  лопатой – 20,9 т;
  • с грейфером – 20,9 т;
  • с погрузчиком – 19,87 т.

Продолжительность цикла:

  • с прямой лопатой и погрузчиком – 16 секунд;
  • с обратной лопатой – 20 секунд.

Давление на грунт – 63,6 кПа.

Двигатель — дизельный:

  • объём – 11,15 л;
  • мощность – 135 л.с.;
  • расход топлива–163 г/л.с.-ч;
  • расход масла на угар – 0,3% к расходу топлива.

Габаритные размеры

  • Конструкционная длина экскаватора без ковша – 4900 миллиметров.
  • Ширина по гусеничной платформе – 2900 миллиметров.
  • Полная высота по кабине – 3060 миллиметров.
  • Гусеничная (продольная база) – 2750 миллиметров.
  • Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой – 942 миллиметра.

Кабина экскаватора «ЭО-4121»

Поскольку«ЭО-4124» была самой первой моделью полноповоротного экскаватора в СССР, перед её конструкторами стояли задачи уравновешивания его на поворотной платформе. При этом нужно было создать значительный перевес в задней части –это бы позволило заметно усилить развиваемое на ковше усилие.

По этим причинам кабина и двигатель экскаватора «ЭО-4121» разнесены на два метра, что в наше выглядит довольно экзотично. Можно также отметить, что 2 капотные дверцы находятся также в задней части экскаватора, а не в боковой. В том же месте устанавливается и дополнительный противовес.

Кабина, с современной точки зрения – обычная «жестяная будка», напоминающая «скворечник», с самым минимальнейшим набором удобств для машиниста. Однако она оборудована вентиляцией и отоплением, тепло- и шумоизоляцией, сиденьем с мягкой подушкой, а также рядом контрольно-измерительных приборов и рычагами управления. Предусмотрены лампочки для освещения и сигнализации.

Кабина экскаватора «ЭО-4121»

В большинстве случаев экскаватор ЭО-4124 эксплуатируется с ковшом обратной лопатой, вместимостью 0,6 м. Это позволяет разрабатывать предварительно не разрыхленные грунты. На гидравлическую стрелу можно установить около 50 видов различного навесного оборудования: гидромолоты различной мощности, погрузочный ковш, ковш для рыхлого грунта на объем 1,3 м и другое.

Комфорт для водителя

Несмотря на то что техника была создана почти 50 лет назад, о комфорте оператора позаботились очень хорошо. Кабина имела хороший обзор, что позволяло видеть все происходящее на строительной площадке.

Производителем была предусмотрена система звуко- и шумоизоляции. Кроме того, дополнительная система подсветка позволяла безопасно работать в темное время суток.

Кабина была оснащена снегоочистителем,а микроклимат внутри нее создавался за счет обогревателя и охладителя воздуха.

Неудобство доставляло то, что расположение педалей и основных элементов управления не соответствовало требованиям эргономичности. Это доставляет неудобство водителю, а при постоянном использовании техники способно приводить к наличию болевых ощущений в спине.

Двигатель

На экскаваторе установлен дизельный двигатель марки А-01, изготовленный Алтайским моторным заводом (г. Барнаул). Силовая установка отличается простотой конструкции, надежностью и выносливостью. Выпуск моторов этого типа продолжается, что упрощает ремонт действующего оборудования.

Двигатель

Технические характеристики двигателя:

  • тип — шестицилиндровый, четырехтактный, без наддува;
  • газораспределительный механизм — двухклапанный;
  • расположение цилиндров — вертикальное;
  • охлаждение — водяное принудительное;
  • мощность — 135 л.с;
  • диаметр цилиндров — 130 мм;
  • ход поршня — 140 мм;
  • частота вращения коленчатого вала — 1700 об/мин;
  • моторесурс — 12000 моточасов;
  • расход топлива — 25 л/ч;
  • емкость бака — 350 л;
  • воздушный фильтр — центробежный циклонного типа;
  • пусковой двигатель — ПД-10У (10 л.с.);

В районах с холодным климатом устанавливается предпусковой подогреватель ПЖБ-300В.

Характеристики двигателя «А-01М»:

  • номинальная мощность – 130 л.с.;
  • частота вращения – 1700 об/мин;
  • степень сжатия – 140.

Трансмиссия

Трактор Т-74 оборудован механической двухпоточной трансмиссией. Это говорит о том, что передача мощности идёт на ходовую часть. Она обеспечивает работу дополнительных агрегатов, с которыми работает трактор.

Шестиступенчатая коробка передач может работать в четырёх режимах. Переключение между режимами происходит при помощи двух рычагов. Первый рычаг разбивает передачи на диапазоны: рабочие, повышенные и нейтральные. Второй, отвечает за переключение скоростей: передние, задние, нейтралка.

Смена режимов происходит за счёт гидравлических муфт. Некоторые машины оборудуются уменьшителем хода. Муфта сцепления – двухдисковая, приводится в действие педалью.

Стоит отметить, что пахотные работы обычно производятся на первой передаче. Для стандартных задач предназначены 2, 3 и четвёртая передачи. Если трактор выполняет функцию тягача, используются повышенные режимы работы. Изменение режима работы допускается только после отключения муфты сцепления.

Ходовая часть

Гусеничный привод экскаватора с шириной трака от 600 – 800 мм. позволяют ему беспрепятственно перемещаться как по песчаному, так и по твердому грунту со средней скоростью 4 – 5 км/ч. Гусеницы приводятся в движение при помощи гидравлического электромотора. Вольво 210 оснащен многодисковым тормозным устройством гидравлического типа. Натяжение гусеничной ленты осуществляется при помощи гидроцилиндра, плунжера, ползуна и направляющей вилки.

Гидравлическая система

Машинист Вольво 210 имеет в своем распоряжении одну из самых совершенных гидросистем ASWM, которая позволяет добиться наиболее оптимального распределения всех ресурсов машины с учетом конкретного плана действий. Такая система практически лишена недостатков, а среди главных её преимуществ можно выделить:

  • высокую производительность системы;
  • ускоренную работу стрелы в циклическом режиме;
  • маневренность экскаватора;
  • режим форсированного подъема;

ASWM дает возможность машинисту в полной мере использовать тот режим работы, который наиболее приемлем при конкретных условиях эксплуатации.

  • Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
  • Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 0.44 метра кубических.
  • Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 1.3 метра кубических.
  • Количество зубьев на нижней режущей кромке — 5.
  • Максимальная глубина копания — 4000 миллиметров.
  • Максимальная высота разгрузки ковша — 4090 миллиметров.

Электрооборудование

Напряжение для работы осветительных приборов и оборудования вырабатывает генератор. Мощность генератора составляет 180 Ватт. Этого хватает для аккумулятора, амперметра, освещения кабины, работы фар, подачи звукового сигнала. Каждый из перечисленных узлов потребляет 12 Ватт электроэнергии.

Расход топлива

Удельный расход топлива модели составляет 185 г/л.с. в час. Топливный бак вмещает до 350 л горючего.

Характеристики ковша:

  • Тип – базовый, землеройный ковш.
  • Наименьший объем устанавливаемого ковша – 0.65 кубических метра.
  • Наибольший объем устанавливаемого ковша – 1.5 кубических метра.
  • Максимальный радиус копания – 9200 миллиметров.
  • Максимальная глубина копания – 5800 миллиметров.
  • Максимальная высота загрузки – 5000 миллиметров.

Технические характеристики в цифрах

Общие параметры экскаватора«ЭО-4121» :

  • Колёсная формула – 4 на 4;
  • Длина без ковша – 4,9 м, ширина – 2,9 м, высота – 3,060 м;
  • База гусеничного хода – 2,750 м;
  • Размер гусеничного хода – длина 2,93 м, ширина ленты 0,58 м;
  • Число оборотов платформы в минуту – 6;
  • Ширина платформы – 3 м;
  • Дорожный просвет под поворотной платформой – 942 мм;
  • Высота оси пяты стрелы – 2,02 м;
  • Расстояние от оси пяты до оси вращения – 520 мм;
  • Масса с прямой лопатой – 19,87 т, с обратной лопатой – 20,9 т, с грейфером – 20,9 т, с погрузчиком – 19,87 т;
  • Скорость передвижения – 2,8 км/час.
  • Преодолеваемый уклон пути – 22 градуса;
  • Производительность – до 150 кубометров в час.

Технические характеристики в цифрах
Характеристики рабочего ковша модели:

  • Ёмкость – от 0,65 до 1,5 кубометров;
  • Радиус копания – 9,2 м (обратной лопатой); 7,25 м (прямой лопатой); 8,9 (грейфером); 3,75 м (погрузчиком);
  • Радиус, описываемый хвостовой частью платформы – 3,13 м;
  • Глубина копания – 5,8 м (обратной лопатой); 3,6 м (прямой лопатой); 3,2 м (грейфером);
  • Высота загрузки – 5 метров;
  • Усилие на зубьях ковша – 14 200 кгс;
  • Продолжительность цикла – с прямой лопатой и погрузчиком: 16 секунд; с обратной лопатой: 20 секунд.

В зависимости от использованного вида ковша, эти данные могут незначительно варьироваться. Показатель удельного давления на грунт у экскаваторов марки «ЭО-4121» составляет 63,6 кПа, минимальная продолжительность цикла при 90-градусном угле поворота – 18 секунд.

Главные узлы навесного механизма


Рабочее оборудование советского экскаватора эо 4121 можно разделить на два вида: постоянное и сменное. Оба типа являются демонтируемыми. Постоянное оборудование включает в себя рукоять и один из видов лопаты. К сменному относится оборудование, которое устанавливается в зависимости от выполняемой работы.

К сменному оборудованию относятся:

  • Обратная лопата с рукоятью разной длины;
  • Профильный ковш;
  • Прямая лопата с ковшом;
  • Захватно-клещевой механизм;
  • Погрузочные вилы;
  • Гидравлический молот;
  • Рыхлитель;
  • Грейферное оборудование.

Сменное рабочее оборудование

На экскаваторах «ЭО-4121» можно устанавливать поворотный либо неповоротный ковши. Поворотный в значительной степени расширяет области применения экскаватора, так как им можно не только разрабатывать и грузить грунт, но и планировать забой.Особенность рабочего оборудования грейфера для экскаватора «ЭО-4121» состоит в использовании базовой и головной частей стрелы, рукояти и гидроцилиндра рукояти обратной лопаты. Ковш грейфера состоит из двух челюстей и двух тяг.

Сменное рабочее оборудование

Ковши прямой и обратной лопат ёмкостью 1 кубометр предназначены для разработки грунтов вплоть до четвёртой категории, а ковш ёмкостью 0,65 кубометров– для работы с дроблеными скальными породами и разрыхлёнными мёрзлыми грунтами. Ковшом погрузчика ёмкостью в 1 кубометр грузят грунты и материалы с объёмной массой до 2,2 тонны на метр кубический, а ковшом ёмкостью в полтора кубометра – грунты и прочие материалы объемной массой до 1,6 т/м3.

К постоянному оборудованию экскаватора «ЭО-4121» относятся рукоять и один из видов лопаты. К сменному причисляется оборудование, которое устанавливается специально, в зависимости от вида и характера выполняемых в данный момент времени работ.

Перечень сменного оборудования«ЭО-4121» таков: обратная лопата с рукоятью разной длины; профильный ковш; прямая лопата с ковшом; захватно-клещевой механизм; погрузочные вилы; гидравлический молот; рыхлитель; гидроножницы; магнитная плита; грейферное оборудование.

Модификации

Всего было выпущено две модифицированные версии этого гусеничного экскаватора, а именно это ЭО-4121А и ЭО-4121Б. Наиболее популярной версией из них стала вторая модификация.

ЭО-4121Б отличается от базового экскаватора усиленной стрелой, благодаря чему была расширена сфера применения техники. Машина стала использоваться для разработки карьеров и разрыхления скальных пород. К тому же, данное изменение позволило экскаватору работать с весьма тяжелыми весами, что также является большим плюсом.

Машина может применять в рабочем процессе гидравлический отбойный молот, захват клещевого типа, а также рыхлительное оборудование. Все это как раз и позволяет технике проделывать вскрышные работы в мерзлых и скальных грунтах.

Кабина оператора располагается на резиновых амортизаторах, которые поглощают сильные вибрации и удары, возникающие в процессе работы. Также кабине имеет сидение с возможностью регулировки и транспортный кондиционер (устанавливается опционально).

Цена и отзывы владельцев

Цена рабочих экскаваторов составляет 600-800 тысяч рублей, что намного меньше, чем у аналогов зарубежного производства. Неисправная техника продается на запчасти за 50-200 тысяч рублей. Стоимость аренды варьируется в пределах 700-1200 рублей в зависимости от специфики выполняемого заказа.

Николай, 62 года, Ковров

Проработал на этом агрегате больше 30 лет. Конструкция ходовой части хорошо продумана, надежная и крепкая. Машина устойчивая, имеет высокую проходимость и производительность. Поломки случались редко.

Игорь, 55 лет, Керчь

В парке предприятия есть этот экскаватор. Используем его редко, когда вся техника на выезде. Машина функциональная и мощная, роет быстро и глубоко. Затрудняет процесс управление рычагами, которые сильно износились.

Михаил, 44 года, Сызрань

Экскаватор мощный и надежный. К нему легко найти запчасти отечественного и зарубежного производства. Это дешевле, чем покупать новую технику. В первую очередь поставил просторную и удобную кабину, которую обустроил мягким креслом и кондиционером.

Цена б/у экскаватора «ЭО-4121»

Новых экскаваторов марки«ЭО-4121» в наше время уже не существует, поскольку производство этой модели завершилось уже почти три десятка лет тому назад. Подержанных экскаваторов на вторичном рынке очень и очень мало, по той же причине– слишком велико их чисто физическое устаревание. «ЭО-4121» 80-х годов выпуска за 80-100 тысяч рублей предлагаются для использования на запасные части. За экземпляры на ходу просят больше – до 300-350 тысяч рублей.

Стоимость машино-часа работы на «ЭО-4121» будет в пределах 1000 рублей (+/- пару сотен).

Цена б/у экскаватора «ЭО-4121»

Аналогами модели «ЭО-4121»можно назвать экскаваторы «МПТ-71», «ЭО-4225» и «ЭО-4125», более новые и совершенные землеройные машины, пришедшие ему на замену.

Заключение

Сегодня ЭО-4121 востребованы в очень узком сегменте любителей старой техники. Высокая мощность и малая скорость передвижения ставит под вопрос целесообразность использования этого экскаватора в частных хозяйствах, а устаревшие технические решения и проблемы с запчастями делают его малопривлекательным для крупного и среднего бизнеса.

Тем не менее, ЭО-4121 сыграл свою роль в истории отечественного тракторостроения и послужил базой для ряда успешных современных моделей.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
админ
Строительство, ремонт и благоустройство своими руками!
Экскаватор ЭО-4121 — технические характеристики, модификации, отзывы
Дренаж фундамента своими руками на глинистых почвах: как сделать вокруг дома, уклон дренажной трубы
WordPress Themes