КМУ (крано манипуляторные установки) — что это, как работают

Содержание
  1. Что такое КМУ
  2. Как работают краны-манипуляторы
  3. Преимущества
  4. Виды кранов-манипуляторов
  5. Куда устанавливают манипуляторы
  6. Конструкция стрелы КМУ
  7. Кран-манипуляторы с Z-стрелой
  8. Кран-манипуляторы с L-стрелой
  9. Классификация КМУ по грузоподъёмности
  10. Z-грузоподъемность
  11. L-грузоподъемность
  12. Узлы крана-манипулятора
  13. Основание (станина) крановой установки.
  14. Опорно-поворотное устройство (ОПУ)
  15. Колонна (башня) КМУ с гидроколлектором
  16. Стрела крана манипулятора
  17. Гидроцилиндр подъема стрелы манипулятора.
  18. Редуктор поворота крана манипулятора.
  19. Редуктор лебедки с барабаном
  20. Гидрораспределитель КМУ
  21. Опоры (аутригеры) КМУ.
  22. Технические характеристики крана-манипулятора
  23. Величина грузового момента и грузоподъемности
  24. Виды стрелового оборудования
  25. Орган управления
  26. Выдвижные опоры
  27. Виды шасси
  28. Конфигурации автоманипуляторов
  29. Эвакуаторы
  30. Сортиментовозы
  31. Металловозы
  32. Самосвалы с КМУ
  33. Другие манипуляторы
  34. Сменные рабочие органы
  35. Получение разрешения на вождение крана
  36. Где можно выучиться профессии машинист крана-манипулятора?
  37. Тонкости управления краном-манипулятором
  38. На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка
  39. Грузоподъемные характеристики и величина вылета
  40. Крупнейшие производители кранов-манипуляторов
  41. Европейские производители и модели КМУ
  42. Азиатские производители
  43. Как выбрать
  44. Заключение

Что такое КМУ

В основе механизма крано-манипуляторная установка для подъема и перемещения грузов. Размещается на транспортном средстве (занимает его ¼, ⅕ части) или стационарно.

Конструкция КМУ:

  • опора;
  • стрела;
  • узел для захвата груза;
  • блок управления.

Для повышения эффективности установки ее используют совместно с базовым транспортом.

Назначение КМУ — погрузка, разгрузка, транспортировка и перемещение грузов. Это единственная техника для быстрых и безопасных работ в этом направлении. Практически все модели установок предназначены для сложных манипуляций, перемещают грузы на расстояние до 20 м без риска для техники, окружающих и самого груза.

Чем отличается КМУ от обычного автокрана? В первую очередь мобильностью и универсальностью. Установка надежна, может использоваться в условиях с ограниченным пространством, где закрыты возможности подъездов для габаритной техники.

Использование КМУ ускоряет и упрощает погрузо-разгрузочные работы, снижает расходы на организацию процесса без ущерба для результата.

Как работают краны-манипуляторы

Колесная база для КМУ может быть самой разной, от обычных автомобильных шасси до гусеничной. Вместе с тем, именно первые наиболее востребованы на объектах и для аренды. Для этого есть как минимум три причины. Такие КМУ:

  • многофункциональные;
  • удобные;
  • маневренные.

Выражение: «Сам гружу и сам вожу» идеально описывает принцип работы и универсальность использования установки на ТС. Автомобиль, на базе которого установлена КМУ, заменят собой сразу две единицы техники: кран и машину для доставки. Еще раз отметим, что это серьезная экономия времени и денег при организации работ в сфере строительства, ремонта, реконструкции, грузо-перевозочных и пр.

Кроме того, КМУ на автомобильных шасси — единственно возможный вариант для участков с ограниченной площадью и сложной геометрией. То есть, там куда въезд обычному автокрану закрыт.

Преимущества

Кран манипулятор

Главным достоинством такого типа спецтехники является его универсальность, позволяющая проводить при помощи КМУ погрузочно-разгрузочные работы с грузами различного назначения (в том числе загрузке и перевозке контейнеров, бытовок, сыпучих грузов, эвакуации автотранспорта и т.д.), а также осуществлять их транспортировку в нужное место на собственной грузовой платформе.

Некоторые модификации данной техники позволяют устанавливать на КМУ дополнительное оборудование (монтажную люльку, экскаваторный ковш и пр.) для проведения различных ремонтно-строительных работ, что еще более расширяет ее функциональные возможности.
Кран манипулятор

В зависимости от условий эксплуатации и характера перевозимого груза крановый манипуляторный механизм может устанавливаться практические на любые модели грузового автотранспорта с колесным или гусеничным шасси, а также на другие виды самоходной спецтехники. Для работы в городских условиях такие установки обычно устанавливаются на грузовики небольшой или средней грузоподъемности, обладающие достаточно высокой маневренностью на городских магистралях и экономичностью в эксплуатации.

К дополнительным преимуществам, которыми обладает кран манипулятор, также относятся:

  • небольшой вес и габариты установленного на технике кранового механизма;
  • небольшая себестоимость проведения крановых работ и транспортировки различных грузов;
  • подключение КМУ к основному двигателю автотранспортного средства через коробку отбора мощности;
  • возможность применения данной спецтехники для проведения различных видов работ.

В состав данного устройства обычно входят следующие основные элементы:

  • опорная рама КМУ, закрепляемая на базовом шасси транспортного средства;
  • грузовая платформа открытого типа;
  • крановый механизм секционного или телескопического вида;
  • привод КМУ от основного двигателя через специальную коробку отбора мощности;
  • пульт оператора для управления работой установки.

Виды кранов-манипуляторов

Основными критериями классификации КМУ являются тип базы для монтажа, конструкция стрелы и, естественно, грузоподъемность. Кроме того, кран-манипулятор может иметь различное навесное оборудование, например, грейферный захват для работы с лесом или люльку для подъёма людей.

Куда устанавливают манипуляторы

Крано-манипуляторная установка – это отдельное грузоподъёмное оборудование, надстройка. Гидравлический манипулятор можно разместить на различных базах. Самой востребованной для КМУ является автомобильное шасси.

Кроме того, манипулятор устанавливают на:

  • коммерческий транспорт, включая прицепы и полуприцепы;
  • специальных пневмоколёсных шасси;
  • железнодорожной платформе;
  • гусеничной базе;
  • тракторах и харвесторах;
  • стационарной технологической площадке;
  • гусеничных платформах;
  • плавучих баржах, речных и морских судах.

Конструкция стрелы КМУ

Устройство краново-манипуляторных установок

При выборе крано-манипуляторной установки важное значение имеет какие основные работы планируется выполнять с её помощью. Дело в том, что каждая из них имеет свои плюсы и минусы в работе.

Существует два основных вида стрелового оборудования КМУ: Z-образный (коленчатый, шарнирно-сочленённый) и L-образный (прямой). Первый более популярен в Европе, второй – в Азии (Японии, Корее).

Преимущества Z-образной стрелы:

  1. Компактное размещение в базе за счёт конструкции складывания.
  2. Эффективна при работе с крупными, габаритными и объёмными грузами.
  3. Гибкость при сложных условиях работы, например, может «обогнуть» препятствие.
  4. Универсальная в использовании.

Преимущества L-образной стрелы:

  1. Создаёт меньшую нагрузку на передний мост автомобильного шасси при размещении за кабиной.
  2. Быстрее разворачивается для работы на длинном плече и с тяжёлыми грузами.
  3. Высокая скорость работы на малом радиусе.

Обратите внимание!

Среди основных недостатков L-образной стрелы является ограничение по высоте загрузки кузова.

Кран-манипуляторы с Z-стрелой

Z-образная форма стрелы характерна для кранов-манипуляторов, выпускаемых под многими европейскими брендами. Нередко такую конструкцию именуют «коленчатой» либо шарнирно-сочлененной. В таком случае стреловое оборудование складывается в несколько колен. На грузовом транспортном средстве КМУ данного типа может быть установлена сзади кабины водителя либо на заднем свесе кузова. В процессе перевозки груза данная конструкция располагается поперек рамы базовой машины.

Основное достоинство стрелового оборудования Z-образного типа заключается в его небольших размерах. Во время доставки грузов на машине с такой КМУ рабочий объем кузова используется максимально полно. Благодаря использованию нескольких колен данные установки позволяют осуществлять доставку тех или иных грузов в различные труднодоступные места, преодолевая препятствия, например, на этажи возводимых зданий.

Такая конструкция имеет и свои недостатки. К их числу относятся: возможность существенной перегрузки передней оси транспортного средства (если КМУ смонтирована за кабиной водителя базовой машины), необходимость в использовании мощного и, соответственно, дорогого шасси, а также сложность выполнения работ по погрузке и разгрузке в непосредственной близости к колонне крана (для складывания и раскладывания стрелового оборудования вокруг КМУ необходимо освободить достаточное свободное пространство).

Тем не менее, благодаря возможности использования самого разного навесного оборудования, крано-манипуляторные установки шарнирно-сочлененного типа способны решать огромное количество различных задач. Максимальная эффективность их применения достигается при выполнении работ с большими грузами и решении разных специальных задач.

Кран-манипуляторы с L-стрелой

L-образное стреловое оборудование получило широкое распространение на кранах-манипуляторах, выпущенных производителями из Японии, Южной Кореи и стран Северной Америки. В данном случае КМУ оснащается прямой телескопической стрелой и тросовой подвеской крюка. При монтаже на базе грузового транспортного средства основная часть КМУ в сложенном состоянии устанавливается над кузовом (вдоль рамы машины) либо кабиной шофера. При выборе в пользу L-образного стрелового оборудования следует уделить особое внимание эксплуатационным параметрам установленной на нем лебедки.

Рисунок. В работе кран-манипулятор с L-образным стреловым оборудованием

Главными достоинствами использования кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием являются:

  • частичное перераспределение веса КМУ на заднюю ось базового транспортного средства, снижающее вероятность перегрузки передней оси;
  • более высокая по сравнению с Z-образными конструкциями производительность в случае с подъемом и опусканием грузов при высоких значениях вылета стрелы (до 6-8 метров);
  • более высокая точность работ, обеспечиваемая благодаря использованию тросовой подвески крюка, позволяющей выполнять перемещение груза по прямой траектории, без отклонений.

К недостаткам L-образных КМУ относятся:

  • ограничения, накладываемые на перевозку в кузове высоких грузов и погрузку сыпучих материалов «с горкой» (при расположении оборудования КМУ над кузовом);
  • невозможность выполнения работ при наличии каких-либо препятствий для свободного перемещения стрелы.

Наиболее целесообразным применение кранов-манипуляторов с L-образным стреловым оборудованием бывает при проведении работ с тяжеловесными, но компактными грузами.

Классификация КМУ по грузоподъёмности

Грузовик с установленным краном-манипулятором

Грузоподъёмность является одним из основных показателей для кранов. Однако чёткой классификации крано-манипуляторных установок по этому показателю нет. К тому же, некоторые производители подразделяют КМУ по грузовому моменту – произведению максимальной грузоподъёмности на вылет стрелы. И даже в этом нет согласия, например, одни считают лёгкими манипуляторы до 4 тм, другие – до 10 тм.

Тем не менее, большинство пользователей и владельцев кранов-манипуляторов придерживаются следующей классификации:

  1. Малый манипуляторы – до 999 кг / 2,9 тм
  2. Лёгкие КМУ – до 2,9 тонн / 10 тм
  3. Средние КМУ – от 3 до 10 тонн / 29,9 тм
  4. Тяжёлые краны-манипуляторы – свыше 10 тонн / 30 тм

Эта классификация основана ещё и н требованиях Российского законодательства. В частности, нормативы Гостехнадзора относят механизмы с грузоподъёмностью до 3 тонн к манипуляторам, а свыше – к крановым установкам, требующим предоставление дополнительных документов для регистрации.

Z-грузоподъемность

Z-образная конструкция КМУ отличается шарнирным сочленением деталей, благодаря чему стрела складывается несколько раз. Ее крепят и спереди (за кабиной грузовика), и сзади автомобиля. Также ее можно закрепить на заднем кузовном свесе.

Такая модель КМУ принята у европейцев. Несомненное преимущество Z-конструкции – это ее компактность. В сложенном состоянии стрела не мешает полному использованию кузовного объема. Три колена дают возможность доставлять грузы в труднодоступные места, переносить их через препятствия, поднимать на разные этажи строящегося здания. Z-манипулятор наиболее эффективен при работе с крупногабаритными грузами.

Однако, при использовании грузовика с Z-образной КМУ, установленной за кабиной, нужно учитывать возможный перегруз передней оси авто. Также, при раскладывании/складывании Z- стрелы может потребоваться дополнительное пространство, что осложняет работу вблизи крана.

L-грузоподъемность

L-КМУ более популярна у северных американцев и азиатов. Она состоит из прямолинейной телескопической стрелы, оснащенной подвешенным крюком. Устанавливается L-КМУ сзади кабины, а во время движения грузовика стрела закреплена вдоль оси авто.

К преимуществам L-КМУ относится то, что ее масса равномерно распределяется между осями авто. L-модели более производительны, чем шарнирные Z-КМУ при переносе грузов с большими (6-8 метров) выносами стрелы. При этом конструкция тросово-крюковой подвески позволяет поднимать и опускать грузы с высокой точностью. Такие конструкции позволяют перемещать грузы через высокие препятствия и опускать их ниже поверхности земли: внутрь колодцев и траншей, при устройстве фундаментов и в карьерах. L-КМУ отлично справляются под мостами и в узких туннелях.

К недостаткам L-КМУ относят ограничение ею полезного объема кузова. Во время перемещения грузовика стрела лежит над кузовом, поэтому перевозить в нем крупногабаритные материалы не получится. L-стрелы предназначены для тяжелых, но небольших по объему грузов.

Узлы крана-манипулятора

  • Основание (станина) крановой установки.
  • Колонна (башня) КМУ с гидроколлектором.
  • Стрела крана манипулятора.
  • Гидрораспределитель КМУ.
  • Редуктор лебедки с барабаном КМУ.
  • Редуктор поворота крана манипулятора.
  • Опоры (аутригеры) КМУ.
  • Гидроцилиндр подъема стрелы манипулятора.

Основание (станина) крановой установки.

Основание (станина) крана манипулятора представляет собой трех (четырех) опорную сварную конструкцию из высокопрочной конструкционной стали, которая монтируется к шасси грузового автомобиля и к которой крепятся все остальные детали КМУ.

В поперечную балку основания с двух сторон вмонтированы балки аутригеров. Основание КМУ соединяется с конструкцией колонны с помощью опорного поворотного устройства (ОПУ), которое обеспечивает вращение колонны крана манипулятора.

К центральной части основания крепится механизм поворота колонны (редуктор поворота).

Основание КМУ крепится на монтажной установочной раме шасси автомобиля (подрамнике/надрамнике) с помощью шпилек из высокопрочной легированной стали.

Опорно-поворотное устройство (ОПУ)

Опорно — поворотные устройства (ОПУ) — с внешним и внутренним закреплением, болты крепления ОПУ

Станина с установленным опорно-поворотным устройством

ОПУ включает поворотная и неповоротная часть. Неповоротная часть крепится болтами к станине. К поворотной части крепится колонна (башня) КМУ

Опорно поворотное устройство крана манипулятора выполняет функцию вращения поворотной части относительно неповоротной.

Колонна (башня) КМУ с гидроколлектором

Колонна (башня) КМУ представляет собой закрытую сварную конструкцию, соединенную с основанием через ОПУ.

Башня-колонна для КМУ

Колонна поддерживает стрелу с помощью гидроцилиндра подъема стрелы. Лебедка с барабаном и гидроколлектором монтируются в конструкции колонны КМУ. Гидроколлектор обеспечивает подачу масла гидросистемы из неподвижной части КМУ (станины) – в подвижную часть КМУ (колонна, стрела, редуктор лебедки).

Стрела крана манипулятора

Стрела крана манипулятора состоит из основной (неподвижной) секции стрелы и выдвигающихся секций стрелы КМУ (количество — от двух до пяти).

Стрела крана манипулятора. 6 секций

Внутри стрелы находятся гидроцилиндры выдвижения (задвижения) стрелы и система тросов выдвижения — задвижения секций стрелы.

Гидроцилиндр подъема стрелы манипулятора.

В КМУ для подъема стрелы применён гидроцилиндр двустороннего действия.

Гидроцилиндр двустороннего действия представляет собой цилиндр с приваренным с одной стороны днищем с проушиной, которая крепится к колонне КМУ.

Гидроцилиндр подъема стрелы

С противоположной стороны цилиндр закрыт резьбовой крышкой со сквозным отверстием для прохода штока.

Через сквозную крышку проходит шток, на одном конце которого закреплен поршень, а на другом — оголовок или проушина, которая крепится к стреле КМУ.

Редуктор поворота крана манипулятора.

Механизм поворота крана манипулятора монтируется на станине (основании) КМУ.

Состоит из редуктора поворота и гидромотора. Вал-шестерня редуктора поворота вращает ОПУ на 360 градусов.

Редуктор лебедки с барабаном

Лебедка крана манипулятора состоит из редуктора с гидромотором и барабана лебедки.

Лебедка установлена внутри конструкции колонны. Гидравлический тормоз включен в редуктор лебедки.

Редуктор лебедки

Гидрораспределитель КМУ

Кран манипулятор оснащен 6-ти секционным гидрораспределителем. Предназначен для управления основными функциями крана манипулятора (поворотом, подъемом стрелы, выдвижением, лебедкой, опорами). В гидрораспределителе находится перепускной клапан.

Гидрораспределитель верхнего поста

Опоры (аутригеры) КМУ.

Балки аутригеров сварные, прямоугольного (многоугольного) сечения, двигаются в основании КМУ на поддерживающих роликах и фиксируются в конечных положениях фиксирующим устройством.

Аутригеры, опоры задние

Для предотвращения самопроизвольного выдвижения балок, фиксаторы имеют дополнительную блокировку, исключающую их открытие. К наружным сторонам балок приварены монтажные фланцы, к которым с помощью болтов прикреплены цилиндры опор. Гидрозамок, установленный на гидроцилиндр стойки, предотвращает самопроизвольное выдвижение штока стойки в транспортном положении и от падения крана при обрыве шланга стойки.

Технические характеристики крана-манипулятора

В перечень основных характеристик крана-манипулятора входят:

  • предельные расстояния по высоте поднятия груза и его опускания;
  • предельно допустимый радиус поворота крана;
  • расстояние предельного и минимального вылета манипуляторной стрелы;
  • грузоподъемность при различных значениях выдвижения стрелы;
  • величина грузового момента;
  • вид подвески;
  • особенности выдвижения телескопической конструкции стрелы;
  • количество граней на выдвижных элементах.

Решающие значения для манипуляторной установки имеют грузоподъемность шасси, вылет стрелы и показатель грузового момента. В той или иной степени значение имеют все характеристики спецтехники. Например, если не учитывать размеры погрузочной площадки, то это существенным образом может повлиять на способность выполнить поставленную задачу.
Опытному пользователю КМУ достаточно ознакомиться с диаграммой грузовысотной характеристики. По этой схеме легко определить эффективность манипулятора при выполнении той иной задачи.

Величина грузового момента и грузоподъемности

В зависимости от грузоподъемности установки делят на соответствующие категории. Деление достаточно условно, но за основу можно взять следующую классификацию:

  • грузоподъемность до 1 тонны;
  • от 1 до 10 т или средней грузоподъемности;
  • тяжелые манипуляторы свыше 10 т.

При проведении работ следует учитывать показатель, отражающий практические характеристики конструкции при осуществлении погрузки и выгрузки. Этим параметром является грузовой момент, который учитывает способность стрелы поднимать тот или иной вес в зависимости от расстояния, на которое она выдвинута.
Если грузоподъемность крана 10 т, то это вовсе не значит, что этот вес установка сможет поднять и на 2,5 м, и на 12,5 м. В действие вступает закон рычага. Для определения грузового момента необходимо перемножить величину вылета стрелы и грузоподъемность манипуляторной установки.

Виды стрелового оборудования

КМУ имеют стрелы различной конструкции. Виды кранов-манипуляторов делятся на два варианта – шарнирно-выдвижной и тросовый. Их также называют на жесткой и гибкой подвеске. В качестве рабочего элемента для тросового крана применяется лебедка, а для шарнирного – крюк на оголовке последнего звена стрелы.
Тип стрелы крана-манипулятора
В качестве дополнительного деления, основным показателем которого является тип складывания стрелы, используется обозначение:

  • L-образное;
  • Z-образное.

У каждой из этих конструкций имеются достоинства и недостатки. Шарнирно-выдвижное устройство отличается высокой маневренностью и универсальностью. Для них не существует преград, стрела манипулятора способна проникать даже в дверные и оконные проемы на этажах здания. Другим достоинством конструкции является компактное размещение в кузове шасси. При этом основная площадь кузова остается свободной для укладки груза.

Краны, оснащенные лебедкой, позволяют работать на объектах, не обращая внимания на высоту борта кузова шасси, наличие высокого забора, за которым расположен груз. Они могут извлекать поднимаемое имущество из мест, расположенных ниже уровня нахождения шасси.

Кроме того, эти КМУ обеспечивают более точное проведение погрузочно-разгрузочных работ и высокую производительность при значительном вылете стрелы. При передвижении стрела крана располагается вдоль шасси, что экономит ресурс передней подвески.

Орган управления

Существует несколько вариантов управления КМУ. С помощью удобной и функциональной системы легче выполнять требования к загрузке платформы крана-манипулятора. Существует несколько вариантов управления рабочим процессом манипулятора, в том числе:

  • с помощью пульта, что применяется на некоторых современных образцах;
  • применение органов управления, размещенных на КМУ по обе стороны от крановой установки;
  • с применением рычагов, расположенных возле основания стрелы, там же размещается и кресло оператора.

Выдвижные опоры

С помощью аутригеров обеспечивается устойчивость шасси КМУ при выполнении погрузо-разгрузочных работ. Эти устройства бывают как автоматического, так и механического типа.
Для установки устройств автоматической конструкции требуется использование гидромотора манипулятора. С его помощью приводятся в действие специальные гидроцилиндры, осуществляющие фиксацию выдвижных опор. Механические устройства выставляются вручную с последующим закреплением в целях обеспечения безопасности.

Виды шасси

Виды шасси Существует несколько типов шасси, на которые устанавливается конструкция манипулятора. От вида применяемого шасси зависит и порядок допуска рабочих к обслуживанию кранов-манипуляторов. Основной причиной выбора того или иного шасси является перечень задач, для решения которых предназначена техника.
К наиболее распространенным видам шасси относятся:

  • на базе грузового автомобиля;
  • на платформе гусеничного или колесного трактора;
  • на базе прицепа.

Конфигурации автоманипуляторов

Манипуляторы выполняют самые различные задачи…

Эвакуаторы

Предназначены для перемещения сломанных автомобилей. КМУ манипуляторов закреплена на прочной металлической платформе. Грузы захватываются траверсом «паук», в котором есть устройство, контролирующее горизонтальность груза. Чтобы установленный автомобиль не откатывался, на платформе есть 4 вмонтированных упора под каждое колесо. Для дополнительной фиксации перевозимой техники есть специальные ремни, закрепленные в проушинах платформы.

Сортиментовозы

Данные манипуляторы созданы для перевозки габаритных, до 6 метров, грузов. Обычно это пиломатериалы и металлопрокат. Кузов оснащен защитным щитом, ограждающим кабину, и кониками для фиксации материалов. Водитель управляет КМУ со специального сидения, имеется ротатор и мощный захват.

Сортиментовоз с манипулятором

Металловозы

Предназначены для погрузки-разгрузки и перевозки металлического лома и сыпучего металла. Отличаются высокими и прочными бортами.

Металловоз с манипулятором

Самосвалы с КМУ

Предназначены для работы с различными сыпучими материалами. КМУ оснащена мощным грейферным захватом. Борта открываются сбоку и сзади, до 130 градусов. Боковые борта оснащены навесками, благодаря которым сыпучие материалы аккуратно высыпаются вдоль оси авто.

Самосвал с манипулятором

Другие манипуляторы

Существует еще одна классификация манипуляторов, согласно которой они делятся на:

  • вездеходы;
  • с грейфером;
  • с лебедкой;
  • с кабиной;
  • с платформой;
  • бортовые;
  • с прицепом;
  • поворотные;
  • погрузчики;
  • грузовики с манипулятором;
  • вышки.

Чтобы ваш манипулятор не вышел из строя в самый неподходящий момент, его нужно своевременно обслуживать и следить за его состоянием. По вопросам ремонта и обслуживания манипуляторов Вы можете обратиться к нам в сервис, и мы быстро, недорого и с гарантией качества выполним все необходимые работы.

Сменные рабочие органы

Зачастую в комплекте с кранами-манипуляторами идет сменное оборудование. В качестве примеров можно привести гидравлические захваты для контейнеров и штучных грузов, грейферы, востребованные при погрузке мелкокусковых и сыпучих материалов, люлька для подъема людей, захваты для рулонов, вилочные подхваты поддонов, грузозахваты для бордюрного камня и мн. др.

Рисунок. На современном рынке представлен широкий ассортимент сменных рабочих органов для кранов-манипуляторов

Получение разрешения на вождение крана

Первое, что надо иметь, – разрешение на вождение, то есть права. Для этого необходим паспорт на технику. Оператор КМУ должен пройти обучение по специальной программе в соответствующем учебном центре. Для этого понадобится неделя. После успешной сдачи экзамена машинист получает удостоверение, которое будет действительным в течение трех лет.

Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление с просьбой зарегистрировать грузоподъемный механизм.
  2. Паспорт на манипулятор.
  3. Договор с той организацией, которая проводила техническое освидетельствование.
  4. Копии приказов о назначении ответственных за кран:
  • специалиста по надзору за правильной и безопасной эксплуатацией устройства;
  • ответственного за содержание агрегата в исправном состоянии;
  • работника, отвечающего за безопасное производство работ, выполняемых манипулятором.

Стропальщики

После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.

Где можно выучиться профессии машинист крана-манипулятора?

Работать по специальности машинист крана-манипулятора может только специалист с профильным образованием. Получить его возможно в среднем специальном образовательном учреждении.

Во время обучения будущие специалисты изучают общие сведения о функциональности оборудования, организации рабочего процесса, а также технические дисциплины. Например, слесарное дело, черчение, электротехника.

После завершения обучения машинист получает квалификационный разряд, а также водительское удостоверение с открытой категорией С. Необходимо отметить, что итоговую аттестацию машинистов принимает комиссия во главе с инспектором Росгостехнадзора.

Кроме того, машинист крана-манипулятора ежегодно проходит аттестацию на уровень своих знаний, а также повышает уровень своей квалификации на специальных курсах.

Тонкости управления краном-манипулятором

Управление КМУ нельзя доверять первому встречному. Требуется обучение и тренировка, обширные знания и многочисленные навыки. Поскольку КМУ поднимает грузы внушительных размеров и веса, ошибка при работе может угрожать жизни и здоровью людей, а также сохранности транспортного средства и груза.

Хороший машинист, управляющий КМУ, знает следующее:

  • Устройство крановой установки;
  • Принципы её работы;
  • Механизм подъёма груза;
  • Последствия своих действий;
  • Правила реагирования на внештатные действия;
  • Правила безопасной работы.

Алгоритм управления КМУ подразумевает следующие этапы:

  1. Предварительная диагностика основных систем: тяговой, приводной, буферной, ходовой и других.
  2. Запуск двигателя ТС.
  3. Проверка функционирования КМУ.
  4. Непосредственная работа.
  5. Отключение всех механизмов по завершении работы, фиксация аутригеров стопором.

Управляя краном-манипулятором, машинист обращает внимание на следующие факторы:

  • Правильное расстояние ТС от места предстоящей погрузки или разгрузки: излишняя отдалённость негативно сказывается на скорости и безопасности работы.
  • Наличие или отсутствие людей на платформе или под стрелой. Важно перед запуском КМУ подать звуковой сигнал, чтобы люди отошли от ТС и не находились под стрелой.
  • Окружающие объекты, способные усложнять работу. Обрыв поблизости, сыпучие грунты, линии электропередач: всё это надо учитывать, чтобы обеспечивать максимальную безопасность при управлении КМУ.
  • Необходимость установки дополнительных опор с прочными и устойчивыми подкладками. Не допускается применение случайных объектов в качестве подкладок. Во время установки дополнительных опор никто не должен находиться в кабине.
  • Плавность движения. Управлять КМУ нужно плавно, без резких движений. Резкие рывки с поднятым грузом значительно увеличивают динамическую нагрузку на узлы, в результате чего может опрокинуться или повредиться кран-манипулятор. Вращать колонну КМУ тоже надо медленно, поскольку высокая скорость создаёт излишние динамические нагрузки и увеличивает рабочий радиус, что может негативно сказаться на устойчивости транспортного средства.
  • Подъём. Если поднимается груз, чей вес близок к максимально допустимому, необходимо проверить устойчивость КМУ и надёжность крепления. Когда груз окажется над землёй, нужно остановить подъём на короткое время, чтобы оценить горизонтальное положение груза и устойчивость конструкции.
  • Опускание. При опускании чем ближе груз к поверхности, тем медленнее он должен двигаться. Важно, чтобы при моменте соприкосновения с поверхностью груз не повредился.
  • Место для погрузки или разгрузки. Перемещаемый груз должен опускаться только на место, предназначенное для этих целей. Важно производить разборку товаров равномерно, не загромождая проходы.
  • Вес груза. Запрещено поднимать груз, если его вес превышает грузоподъёмность КМУ при конкретном вылете стрелы. Необходимо заранее знать массу грузов, чтобы принимать решение о возможности его подъёма.
  • Возможный угол поворота КМУ и конструкция, которая обеспечивает такую возможность. На спецтехнике устанавливается или шестерня с гидромотором, или рейка с гидроцилиндром. Теоретически у многих моделей возможен поворот на 3600 и даже больше, однако на практике не стоит проверять эту возможность с тяжеловесным грузом. Над кабиной есть особый участок неустойчивости. Если груз окажется в этом участке, машина может потерять стабильность и опрокинуться. Хотя производители не ограничивают угол поворота, они указывают в инструкции участок нестабильности, где поднимать груз опасно. Оптимален допустимый угол поворота в 2200, его вполне хватает для маневренности. Существуют модели с зоной устойчивости, охватывающей 3600, в этом случае угол вращения не ограничен.

Заказать манипулятор в Санкт-Петербурге вы можете по телефону +7(812)-982-18-22, в чате с нашим менеджером или просто оставив запрос на обратный звонок.

Во время работы ТС с КМУ могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

  • Проседание грунта или перегруз. В этой ситуации ТС теряет устойчивость, может опрокинуться. В таком случае необходимо подать сигнал, предупреждающий о неполадке, и опустить груз на землю. Возобновлять работу можно только после выяснения причины аварийной ситуации и устранения её.
  • Контакт с проводами линии электропередачи. Если стрела КМУ оказалась под напряжением, необходимо как можно скорее отвести её от соприкосновения с ЛЭП. При невозможности машинист должен покинуть ТС, соблюдая правила безопасности.
  • Воспламенение. Требуется прекратить работу, вызвать пожарную охрану и предпринимать попытки по самостоятельному тушению.
  • Стихийные природные явления. При урагане, землетрясении или грозе необходимо остановить работу, опустить груз и покинуть КМУ.

На чем может быть размещена крано-манипуляторная установка

Выбор типа шасси, на котором размещается КМУ, зависит от того, где планируется использовать данную технику, и какие задачи предполагается решать с ее помощью. На современном рынке имеются краны-манипуляторы следующих типов:

  • пневмоколесные;
  • на специальном автомобильном шасси;
  • гусеничные;
  • с короткой базой;
  • на базе гусеничного либо колесного трактора;
  • рельсовые (смонтированные на опорной платформе, которая передвигается по рельсам на колесах);
  • переставные;
  • монтируемые стационарно на фундаменте (к примеру, на технологической площадке);
  • размещаемые на катерах, плавучих платформах и др.

Рисунок. Краны-манипуляторы с разным шасси внешне сильно отличаются друг от друга

В подавляющем большинстве случаев краны-манипуляторы на базе автомобиля имеют бортовую платформу без тента, так как в противном случае процедура погрузки при помощи КМУ не представляется возможной.

Рисунок. Грузовая машина с КМУ и бортовой платформой без тента – так выглядит типичный представитель кранов-манипуляторов

Грузоподъемные характеристики и величина вылета

Манипулятор, характеристики которого включают в себя длину кузова и грузоподъемность, может иметь разную производительность. Современные манипуляторы имеют показатель грузоподъемности от 2 до 10 тонн, длина стрелы может начинаться с 6 метров и заканчиваться внушительными 23 м.

Следует помнить, что на работу манипулятора влияет закон рычага. При заявленной грузоподъемности стрелы в 8 тонн кран сможет переместить этот вес лишь на максимально коротком плече вылета.

Чем сильнее выдвинута стрела, тем меньший вес способен поднять и переместить манипулятор.

Реальная грузоподъемность спецтехники рассчитывается по формуле, позволяющей определить величину грузового момента. Для этого достаточно умножить массу перемещаемого предмета на длину вытянутой стрелы, которая позволяет поднять данный вес.

На грузоподъемность влияет и высота манипулятора.

При приобретении подобной спецтехники следует ориентироваться на небольшой запас по грузоподъемности. Это защитит машину от перегрузок, а манипулятор от преждевременного ремонта, ведь не всегда можно точно определить вес груза.

Крупнейшие производители кранов-манипуляторов

К настоящему времени рынок кранов-манипуляторов может предложить покупателям как отечественные, так и зарубежные модели.

Европейские производители и модели КМУ

Австрийский концерн PALFINGER свой первый кран-манипулятор выпустил в 1959 г. Сейчас компания является одним из признанных лидеров среди европейских производителей манипуляторов и активно продолжает обновлять свой модельный ряд. PALFINGER пришел на российский рынок всерьез и надолго, и подтверждением тому является создание локальных производств краново-манипуляторных установок в нашей стране.

Теперь покупатели из России могут подобрать наиболее подходящий для себя вариант по стоимости и характеристикам за счет дифференцированной продуктовой линейки, выбирая между моделями как зарубежного, так и отечественного производства.

АО «ИНМАН», также входящее в состав австрийского концерна, радует большим количеством новинок. Одна из первых моделей КМУ, локализованных на производстве в Башкирии, – PK 13.501 SLD 1. Первый серийный кран-манипулятор обновленной серии SLD пришел на смену ранее выпускаемому на АО «ИНМАН» ИМ 150. Грузовой момент вырос до 13,1 тм, грузоподъемность теперь составляет 6200 кг, при этом вес установки уменьшился до 1510 кг, а скорость выдвижения секций стрелы увеличилась на 30%.

Стрела с возможностью подъема вверх имеет оригинальную гео­метрию движения и способна выполнять сложные погрузочно-разгрузочные операции даже в ограниченном пространстве. Высокая скорость работы системы выдвижения осуществляется за счет гидролиний большего объема и двунаправленного типа организации потока масла.

INMAN IM 150NT

В прошлом году PALFINGER представил на российском рынке новый тросовый 5-тонник INMAN IT 120 и обновленный манипулятор INMAN IT 150. Первый имеет три гидравлически выдвигающиеся секции с вылетом стрелы до 11,1 м, что является одним из самых больших показателей в своем классе. От самопроизвольного выдвижения балок при движении автомобиля защищает двойная блокировка опор. Длина троса лебедки составляет 75 м, сама лебедка планетарного типа со встроенным редуктором, в наличии датчик ограничения размотки каната.

РВД аутригеров уложены в специальные лотки для большей сохранности в процессе эксплуатации. Новая система выдвижения аутригеров с регулирующими роликами обеспечивает легкость ручного выдвижения балок. INMAN IT 120 оснащается увеличенным гидробаком с термометром и указателем уровня масла, а также всеми необходимыми датчиками и приборами безопасности.

PALFINGER PK 40002

Вторая модель – INMAN IT 150 обновлена с учетом пожеланий, поступавших от отечественных потребителей на завод в течение более чем пяти лет эксплуатации предыдущей версии. Теперь КМУ обладает повышенной на 450 кг грузоподъемностью, составляющей 7,05 т. Новый верхний пост управления имеет защитный кожух и удобное кресло оператора.

Рукоятки управления гидрораспределителем износостойкие, изготовленные из высокопрочного прорезиненного пластика, опоры пневматические, надежные и удобные, все это улучшает условия работы оператора. Стрела с шестигранным поперечным сечением обладает высокой прочностью и по-прежнему имеет максимальный вылет, равный 19 м. Лебедка оснащена системой контроля минимального количества витков и защитой от отрыва троса.

КМУ модели INMAN IM 150 с маркировкой NT специально создана для работы в составе эвакуатора и предназначена для погрузки неисправных или неправильно припаркованных автомобилей. Грузоподъемность манипулятора на максимальном вылете стрелы в 10 м составляет 1150 кг.

В базовую комплектацию включена складная траверса с изменяемым центром тяжести для подъема автомобилей. Для уменьшения габарита автомобиля по высоте при поднятой стреле гидроцилиндры выдвижения стрелы расположены сбоку. В транспортном положении КМУ компактно размещается между кабиной эвакуатора и платформой.

«Велмаш» VM10L86

Нельзя не упомянуть и о спецверсиях манипуляторов PALFINGER. Так INMAN IM 322 – специальная модель, созданная для нефтяников России на базе КМУ INMAN IM 320. Модернизированный вариант обладает большей мощностью за счет увеличенного грузового момента, который в стандартной комплектации составляет 31,5 тм.

Всего PALFINGER предлагает потребителям 3 варианта данной модели с двумя, тремя и четырьмя телескопическими секциями стрел. Помимо специальных решений для нефтегазовых компаний 12-метровый вылет стрелы INMAN IM 322, а также габариты манипулятора позволяют эффективно использовать его как в составе контейнеровоза, так и стандартного бортового автомобиля.

МАРС «Опоровоз» с КМУ INMAN

Новинкой минувшего года от PALFINGER стали также мощные краны-манипуляторы, установленные на гусеничное шасси для работы в труднодоступных и гористых местностях. Три выпускаемые модели с грузовым моментом от 50 до 104 тм покрывают потребность в линейке техники повышенной проходимости.

Компактные по размерам и мобильные, с мощным приводом и большим дорожным просветом, они без проблем могут работать на удаленных объектах при отсутствии подъездных дорог под уклоном и на пересеченной местности.

КМУ PALFINGER на гусеничном шасси

Среди огромного количества производителей такого рода спецтехники существует несколько марок манипуляторов, которые считаются лучшими и производятся в странах Европы и Азии. Датская компания HMF Group, являясь одним из пионеров в производстве КМУ, выпустила их в серию в 1954 г.

Именно Арне Йенсена, талантливого инженера, основателя фирмы, называют изобретателем первого манипулятора, конструкция которого была разработана им в 1952 г. На сегодняшний день линейка машин представлена КМУ с грузовым моментом от 0,5 до 85 тм.

HMF 2820K-RCS

Новая мод. HMF 2820K-RCS дополнила гамму выпускаемых компанией КМУ в нише с г/п 14–26 т и характеризуется улучшенными техническими параметрами, меньшим весом и повышенным сроком эксплуатации благодаря использованию специальных усиленных элементов. Новинка имеет двойную систему рычагов Power Plus, которая обеспечивает отличную грузоподъемность, что позволяет поднимать как тяжелые грузы, не выдвигая стрелы, так и громоздкие предметы на максимальном вылете.

Телескопическая стрела облегчает работу манипулятора в ограниченном пространстве и подходит для работы, например, через узкие проходы или под проводами линий электропередачи. От стандартных моделей КМУ с индексом RCS она отличается расширенной версией системы управления, обеспечивающей высокую чувствительность реакции и точность рабочих движений.

HMF 2820K-RCS обеспечивает высокий уровень безопасности, в том числе благодаря опорам с удлиненными балками и увеличенным расстоянием, ноги опор-аутригеров могут быть разнесены на 7,4 м. Когда нагрузка крана достигает максимального значения, активируется удобная для пользователя система регулировки скорости, которая повышает точность работы манипулятора.

Кроме того, предусмотрена возможность оснащения КМУ системой динамического контроля нагрузки EVS, отвечающей за устойчивость в любых условиях. Опционально можно установить дополнительные клапаны для гуська или грейфер, что значительно расширяет функциональность крановой установки.

HIAB X-HIDUO 082

Шведская корпорация HIAB также считается одним из первых производителей КМУ и выпускает машины своей конструкции с 1950-х гг., в первую очередь в индустрии лесозаготовки. В наши дни HIAB входит в состав группы Cargotec и предлагает различные модели КМУ с грузовым моментом от 1,2 до 90 тм. В прошлом году компания выпустила на рынок обновленные краны-манипуляторы HIAB с малой г/п от 4 до 11 т.

Эта серия кранов-манипуляторов сочетает в себе прочность и надежность с простотой использования. На выбор заказчика четыре варианта дистанционного и ручного управления, что позволяет подобрать оптимальный уровень точности при работе с манипуляторной установкой. Система X-4 SPACE дает возможность оператору работать с максимальной легкостью при более высокой скорости.

Изготовленные из высокопрочной стали краны-манипуляторы HIAB сочетают в себе малый вес и способность выдерживать большие нагрузки. Наличие внешнего дисплея гарантирует лучший обзор при работе крана и помогает следить за регламентом сервисного обслуживания. В перечне функций, повышающих производительность и безопасность, полуавтоматическая система складывания, системы стабилизации нагрузки и дистанционного управления.

Конструкция КМУ разработана с учетом легкости проведения технического обслуживания, так, основные узлы, требующие ежедневного внимания, расположены там, где к ним легко получить доступ, а масляный бак, например, встроен в основание крана. Мод. HIAB X-HIDUO 082 обладает наилучшим на рынке сочетанием эффективности, отзывчивости, надежности и цены.

Грузоподъемность 8,1 т и вылет стрелы до 11,6 м позволяют КМУ выполнять широкий спектр работ. Покупатель получает стандартную двухлетнюю гарантию на кран и пятилетнюю на стальные конструкции.

Amco Veba 123 3S

Среди популярных и проверенных временем КМУ – модели итальянских производителей. Компания Amco Veba является одним из ведущих изготовителей краново-манипуляторных установок, занимая лидирующее положение в Италии. Amco Veba является частью Hyva Group, ведущего мирового поставщика инновационных и высокоэффективных транспортных решений для коммерческого транспорта.

Отличительными особенностями КМУ от компании Amco Veba являются надежные узлы и материалы, использованные при производстве, высокое качество сборки, эргономичная конструкция и вместе с тем приемлемая цена.

Для мод. Amco Veba 123 3S характерны компактные размеры, стрела в транспортном положении занимает минимум места на раме автомобиля, сохраняя большую полезную площадь бортовой платформы. Сама платформа с быстросъемными стоками изготовлена из алюминиевого профиля малой массы и не ржавеет, высота бортов может быть 400 или 600 мм, конструктивно они состоят из горизонтальных профилей с анодированным покрытием с возможностью легкой замены в случае повреждения.

На максимальном вылете в 9,23 м двухсекционная стрела шестиугольного сечения имеет г/п 2,09 т, а на минимальном рабочем радиусе г/п составляет 8,5 т, величина грузового момента равна 19 тм. Подчеркивая качество своей продукции, производитель заявляет длительный срок эксплуатации своих КМУ – более десяти лет.

Fassi F175

Итальянская компания Fassi выпускает гидроманипуляторы с 1965 г. Сегодня фирма предлагает к поставке как готовые грузовые автомобили с манипуляторами, так и КМУ для монтажа на автомобили или стационарные и специализированные платформы. В ассортименте различные модели с грузовым моментом от 1 до 113 тм.

Типичный представитель КМУ от Fassi мод. F175, оборудованная компактной стрелой, способной поднимать объемные грузы на большую высоту. Грузовой момент равен 15,80 тм, максимальная г/п 7,72 т на вылете 2 м, телескопическая стрела с тремя секциями имеет наибольший вылет в 14,9 м, при этом г/п равна 0,82 т.

Суперсовременная система защиты от перегрузки FX100 автоматически контролирует грузоподъемность установки и самостоятельно регулирует соотношение подъемного момента с параметрами устойчивости грузового автомобиля. Уже в базовой комплектации установлен мощный пропорциональный распределитель Danfoss S800 и гидравлическое раздвижение опор с размахом 5,98 м. Распределитель отвечает за плавность подачи давления в рабочие секции крана-манипулятора, а усилие на ручках управления не зависит от нагрузки на кран.

Управление КМУ осуществляется с помощью рычагов, опционально можно заказать дистанционное управление, особенно удобное при работе с моделями с большим вылетом стрелы. Эта же модель может быть выполнена в различных версиях, с разным уровнем технических возможностей, к примеру, вместо стандартной возможна установка укороченной стрелы, что дает преимущество при поднятии особо высоких габаритных грузов.

Effer 145

Еще одна компания из Италии – Effer производит гидроманипуляторы с середины 1960-х гг. Помимо крановых установок на автомобильном шасси фирма выпускает морские краны и специальное подъемное оборудование. Название компании образовано от латинского глагола еffero, что означает «поднимать», ежегодно заводы Effer производят более чем 2000 КМУ с грузовым моментом в диапазоне от 2 до 400 тм. Большой опыт позволяет производителю монтировать свои модели КМУ на различные шасси, так, в списке выполненных проектов компании есть установка крана-манипулятора мод. 145.2 г/п 14 т на сельскохозяйственный трактор JCB.

Машина используется для ухода за растительностью у берегов водоемов и позволяет срезать или удалять кусты и молодые деревья вдоль берегов на расстоянии до 15 м, конструкция КМУ рассчитана на работу с пилой для резки деревьев. С учетом специфики работы опоры-аутригеры установлены только сзади, в транспортном положении не выступают за габариты машины. Для обеспечения максимальной устойчивости при работе трактор опирается на передний отвал.

XCMG SQ5SK3Q

Азиатские производители

Китайская компания XCMG – один из ведущих производителей, ее КМУ мод. SQ5SK3Q своим качеством и работоспособностью завоевала популярность не только на своем рынке, но и во многих странах мира. Стрела, смонтированная на платформе, поворачивается на 360°, это гарантирует, что груз будет перемещен даже при работе на самых неудобных площадках и в стесненных условиях.

Телескопическая стрела выдвигается гидроцилиндром на 11 м, при этом г/п в зависимости от расстояния выдвижения стрелы варьируется от 5 т при вылете 2,5 м до 650 кг на максимальном вылете. Параметры КМУ позволяют поднимать груз на высоту до 13,5 м, а длина тросов дает возможность опустить груз на глубину до 11,5 м ниже уровня земли.

За устойчивость машины, особенно на грунтах разной плотности, отвечают встроенные в конструкцию опоры, надежно удерживающие машину от опрокидывания под тяжестью груза при загрузке или выгрузке кузова. В базовой комплектации управление всеми операциями ведется с земли с панели, размещенной в специальном блоке. Опционально КМУ от XCMG могут доукомплектовываться системами дистанционного управления, что положительно влияет на удобство и качество работ.

DongYang SS 1926

Из южнокорейских компаний, производящих КМУ, выделяются несколько производителей. Фирма Dong YangMechatronics, основанная в 1978 г., выпускает КМУ, отличающиеся от конкурентов наличием двухсекционных широких опор-аутригеров, дополнительными задними опорами, и низким центром тяжести манипулятора. Такая конструкция в сочетании со специальной системой гашения раскачивания и колебаний позволяет максимально равномерно распределить нагрузку между колесами установки КМУ и опорами, что исключает возможность опрокидывания машины из-за раскачивания груза.

Мод. SS1926 – один из наиболее популярных манипуляторов с высокой производительностью и грузовым моментом в 19 тм. Стрела телескопическая, особо прочная – шестигранная в сечении, благодаря чему она отлично сопротивляется нагрузкам. Основная масса работ выполняется первыми секциями стрелы, а при полностью выдвинутой на 19,8 м стреле можно перемещать грузы до 400 кг.

Kanglim KS1256 G2

КМУ Kanglim выпускаются с 1979 г. С каждым годом, используя накопленный опыт, компания развивается и в настоящий момент является одним из ведущих изготовителем КМУ в Южной Корее. Фирма выпускает модели, в том числе большой грузоподъемности, с шестигранной телескопической стрелой, имеющей до шести секций. В производстве используются высококачественные гидроцилиндры собственной конструкции.

KS1256 G2 – самая покупаемая модель манипулятора, она отлично монтируется на базе грузовых машин разных моделей, в том числе на отечественных КАМАЗ-65117 или КАМАЗ-43118. Базовая комплектация может быть расширена за счет установки гуська, дистанционного управления, монтажной люльки для подъема рабочих и верхнего поста управления.

Широкое распространение модель получила из-за своей неприхотливости при сервисном обслуживании, а также благодаря внушительным техническим параметрам при весьма привлекательной цене. Кроме того, манипулятор обладает хорошей устойчивостью, так как в его оснастку включены аутригеры квадратной формы, играющие большую роль при перераспределении нагрузок, действующих на кран. Для повышения устойчивости КМУ также можно оснастить и задними опорами с гидроприводом, при этом ширина выдвижения опор бокового типа равна 5,7 м.

Soosan SCS736L2

Основанная в 1984 г. корейская фирма Soosan поставляет свою продукцию более чем в 70 стран мира, при этом все гидравлическое оборудование и комплектующие к нему производятся на собственных заводах компании. Отличительными характеристиками выпускаемых манипуляторов являются внушительная подъемная сила и долговечность оборудования в эксплуатации.

Популярная мод. КМУ SCS736L2 – модернизированный вариант компактной установки SCS736 от Soosan с более длинной стрелой и увеличенной высотой подъема груза. Стрела состоит из шести выдвижных секций, привод крюка от лебедки тросовый.

Кран-манипулятор устанавливается как на шасси импортных грузовиков типа Hyundai, Mitsubishi, Volvo или Mercedes-Benz, так и на шасси отечественных КАМАЗ, ЗИЛ, УРАЛ. Улучшенная конструкция стрелы отлично подходит для выполнения различных работ, связанных с обслуживанием высотных зданий или ремонтом и монтажом линий связи, выполнением других специфических работ на высоте.

Смонтированный за кабиной манипулятор обеспечивает поворот колонны со стрелой вокруг оси на 360°. Среди преимуществ Soosan SCS736L2 – без­опасность и простота управления, мобильность и компактность, высокая надежность и большая производительность.

UNIC URV504

Из японских производителей КМУ в первую очередь на слуху у всех компания Unic (Furukawa Unic Corporation), она была первой в Японии, кто начал выпуск гидроманипуляторов. В наше время фирма является одним из лидеров среди поставщиков данной техники, КМУ под брендом Unic работают более чем в 100 странах мира. Модельный ряд компании предлагает технику, способную перемещать грузы массой от 1 до 4 т, с высотой подъема от 4,8 до 17,3 м, при длине стрелы от 1,5 до 15,7 м.

Широко применяемый в России кран-манипулятор URV504 – отличный вариант спецтехники для обслуживания дорожно-строительных, погрузочных, коммунальных и прочих работ, связанных с транспортировкой тяжеловесных грузов. КМУ безотказно и эффективно работает в самых разнообразных условиях и выдерживает резкую смену температур. Манипуляторная установка изначально разрабатывалась с наименьшим количеством шарнирных узловых точек, что придало дополнительную жесткость всей конструкции и увеличило срок эксплуатации КМУ, к тому же за счет этого технического решения сократилось время проведения техобслуживания и, конечно, снизилась цена самого оборудования.

Многочисленные датчики, отвечая за безопасность, отслеживают угол наклона стрелы, длину выдвижения стрелы, вес перемещаемых грузов и в случае перегруза блокируют работу всей КМУ. Четырехсекционная телескопическая стрела выдвигается до 10,84 м, крюк перемещается на ее оголовке с помощью троса с 4-кратной запасовкой, что гарантирует плавное и мягкое опускание груза на поверхность без рывков. Это особенно важно при перемещении хрупких, но крупногабаритных материалов.

Tadano Super Z300

Компания Tadano, основанная в 1948 г., выпускает краны-манипуляторы г/п от 950 до 8200 кг, с гибкой подвеской крюка и поворотной телескопической стрелой, количество секций которой составляет от двух до шести. В отличие от некоторых конкурентов манипуляторы этой японской фирмы отличаются пятигранным профилем стрелы, наличием на ней указателя расчетной нагрузки, который положением стрелки отображает угол подъема стрелы и соответствующую ему грузоподъемность в зависимости от вылета.

Мод. Super Z300 одна из наиболее распространенных и популярных. Благодаря своим небольшим размерам и отличным техническим характеристикам манипулятор от Tadano способен выполнять множество работ при перемещении грузов.

Для приведения КМУ в рабочее положение достаточно всего 10 мин. За это время оператор успевает установить все опоры, выдвинуть стрелу и открыть борт кузова для погрузки-разгрузки. Грузоподъемность японского манипулятора составляет около 3000 кг при минимальном вылете стрелы и двух выдвинутых секциях. Он способен опускать стройматериалы в котлован на глубину до 4 м, а также осуществлять погрузочно-разгрузочные работы на расстоянии до 6 м от машины.

Максимальная грузоподъемность при минимальном вылете составляет 3000 кг, при полностью выдвинутой стреле манипулятор может поднимать грузы до 300 кг.

Из анализа российского рынка КМУ видно, что большинство находящихся в эксплуатации в России кранов-манипуляторов – это модели с грузовым моментом 7–15 тм. Оборудование с подобными техническими характеристиками позволяет легко производить операции по погрузке и выгрузке любого строительного груза.

Большая часть перевозимых машинами с КМУ грузов не превышает по весу 2,5 т, так, перевозят, например, плиты перекрытия или бетонные кольца для колодцев. Но в последнее время все чаще, особенно в строительном сегменте, предъявляются более высокие требования к манипулятору.КМУ INMAN IM 322 на базе шасси КАМАЗ (контейнеровоз)

Связано это с экономикой, ведь одно дело просто привезти и разгрузить те же плиты перекрытия, и совсем другое, если эти плиты при доставке надо сразу подать на строящийся объект. С обычной КМУ приходится «платить дважды»: сначала за доставку и разгрузку, а потом отдельно за работу автокрана за подачу плит, например, на фундамент дома. Поэтому набирают популярность краны-манипуляторы с грузовым моментом не менее 30 тм, позволяющие и привезти, и подать груз на объект.

К тому же более тяжелые модели оснащены опорами-аутригерами, повышающими устойчивость техники, что особенно важно на стройплощадке при работе, к примеру, возле котлована.

Отмечается также тенденция увеличения доли КМУ, установленных на заднем свесе крупнотоннажного шасси, по сравнению с моделями КМУ, смонтированными за кабиной. Диапазон возможностей машин с задним расположением КМУ существенно шире.

Как выбрать

Выбор ТС с КМУ зависит от следующих факторов:

  • Характеристики и вес груза.
  • Объём предполагаемых перевозок;
  • Тип местности, где запланировано использование оборудования;
  • Условия погрузочных/разгрузочных работ (допустимая дистанция от крана до груза);
  • Требования по размещению груза (нужно ли их опускать ниже уровня ТС, например, в котлованы, или поднимать выше, например, на верхние этажи при строительных работах).

Следующие подсказки помогут правильно выбрать подходящее ТС с КМУ:

  • Рекомендуется выбирать кран-манипулятор с учётом их технических характеристик, добавляя к необходимым показателям некоторый запас. Например, если дистанция между ТС и грузом будет 4 метра, предпочтительнее модель с грузовым моментом, превышающим этот показатель. Нежелательно, чтобы спецтехника работала на пределе возможностей: так она быстрее износится и может повредиться. Запас нужен ещё и потому, что при работах непосредственно на объекте будут обнаружены ошибки в расчётах.
  • Желательно, чтобы максимальный вылет стрелы у спецтехники превышал длину кузова на 1-2 метра. Если нужно погрузить длинные трубы или швеллеры на удлинённый кузов, стрела при максимальном вылете должна доходить хотя бы до середины кузова. В России широко востребованы ТС с вылетом 8-10 метров на КАМАЗы и 12 метров на седельные тягачи.
  • При выборе также важна форма поперечного сечения стрелы. У неё может быть прямоугольный, шестигранный или восьмигранный профиль. Чем больше граней, тем прочнее и надёжнее стрела. Однако вслед за увеличением граней увеличивается и стоимость КМУ.
  • Если предпочитается L-образный тип КМУ, необходимо при выборе осмотреть лебёдку. Она устанавливается на колонне, на первом звене стрелы или на оголовке последнего. Масса лебёдки сказывается на грузоподъёмности крана. Дополненное гидроприводом, это приспособление обеспечивает опускание груза на малой скорости, что удобно при строительных работах.
  • Согласно теоретическим рекомендациям, вес КМУ не должен превышать 25% полезной грузоподъёмности шасси. Такая пропорция обеспечивает не только погрузку/разгрузку, но и транспортировку груза достаточного веса. Не допускается перегружать кран-манипулятор, поскольку он может выйти из строя.

Заключение

Выражаем надежду, что приведенная в этой статье информация об особенностях конструкции, принципе работы, классификации, вариантах применения кранов-манипуляторов и основных поставщиках данного оборудования поможет Вам сориентироваться в данном сегменте рынка спецтехники и сделать верный выбор.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
админ
Строительство, ремонт и благоустройство своими руками!
КМУ (крано манипуляторные установки) — что это, как работают
Преимущества модульных зданий
WordPress Themes