- История создания
- Назначение
- Особенности
- Плюсы и минусы МАЗ-6303
- Модификации
- МАЗ-6303А3
- МАЗ-6303А5
- МАЗ-6303А8
- МАЗ-630305
- МАЗ-630308
- Технические характеристики
- Габариты автомобиля:
- Масса и грузоподъемность
- Кабина
- Двигатель
- Трансмиссия
- Расход топлива
- Ходовая часть
- Тормозная система
- Электропитание
- Грузовая платформа МАЗ-6303
- Особенности и эксплуатация
- Цена нового и б/у МАЗа 6303
- Заключение
История создания
Предыстория начинается в 1965 году. Тогда стали появляться первые наработки для создания трехосных грузовых автомобилей повышенной грузоподъемности.
Первый прообраз грузовиков нового типа воплотился в модели МАЗ-516, а также седельных тягачах МАЗ-520 и МАЗ-515. Несколько позднее, с конвейера Минского автомобильного завода сошла модель МАЗ-514. Машины были достаточно перспективными, однако, не лишенными большого количества недоработок. Например, экспериментальным путем было выяснено, что увеличившаяся грузоподъемность авто, требовала модернизации двигателя, шасси, усовершенствования задней подвески и так далее.
Обновленные улучшенные МАЗ-516 начали выпускаться в 1969 году. Вплоть до 1981 года производились различные модификации этого грузовика. Модели 515 и 520 так и не вошли в серийное производство, однако ряд наработок, например, концепция рулевого управления, плавно «перекочевала» в МЗКТ-6515.
В течение следующих 10 лет конструкторы Минского автозавода конструировали многофункциональные, универсальные и мощные грузовики, в результате чего, уже к началу 90-х годов 20 столетия, МАЗ мог похвастать целой серией удачных грузовых моделей нового поколения. Благодаря этому, предприятие не только пережило развал страны, но и смогло самостоятельно наладить и выйти на рынки сбыта. Завод был конкурентоспособным, и выход новой на тот момент модели бортового грузовика МАЗ-6303 стало лишним тому подтверждением.
Внимание! Автомобиль конструировался в соответствии с европейскими требованиями качества, из-за этого большегрузный автомобиль продавался не только в странах бывшего СССР, но и в европейских государствах.
Назначение
Изначально МАЗ 6303 создавался под европейские требования, что и определило его дальнейший успех. Работа на средних и дальних расстояниях является основной специализацией многофункционального грузовика-шасси. Если автомобиль создавался под европейские дороги в соответствии с требованиями международных транзитных перевозок TIR, то запас прочности позволяет успешно использовать его и в тяжелых дорожных условиях.
Изначально МАЗ 6303 проектировался как магистральный тягач для работы как самостоятельно, так и в составе автопоезда. Позднее, на его базе были созданы сортиментовозы, автокраны и автоподъемники, топливозаправщики и автоцистерны, эвакуаторы и другая техника.
В зависимости от надстройки, МАЗ 5303 используется практически во всех сферах народного хозяйства, от нефте- и газодобычи, до сельского хозяйства. Даже базовые комплектации машины превосходно показывают себя как в северных широтах, так и в районах с жарким климатом. Есть машины, специально адаптированные для специальных условий работы.
Особенности
Создание грузовика было начато в девяностых годах. В те времена эта модификация стала основной продукцией Минского автомобильного завода. Несмотря на трудности, после распада Советского Союза грузовик пользовался большим спросом.
Самой большой популярностью могут похвастать манипуляторы на базе грузового шасси МАЗ 6303. Эти машины можно встретить в таких отраслях, как:
- Строительство;
- Промышленность;
- Нефте-добыча;
- Перевозка леса.
Максимальная скорость грузовика по автостраде может достигать до 85 километров в час.
Вообще, машина сочетает в себе мощность и эффективность в работе. Несмотря на большие размеры, она проста в управлении и динамична. Фирменным стилем агрегата является мощная рама, которая выполнена из прочных сплавов. Техника выдерживает суровые погодные условия и механические нагрузки.
Автомобилисты прозвали этот грузовик «бортом дальнего боя». А все потому, что мощная грузовая машина способна выполнять самые трудные комплексные задачи. Она предназначена для средних и далеких расстояний.

Плюсы и минусы МАЗ-6303
Преимущества:
- Невысокая цена;
- Эксплуатационная надежность;
- Мощный силовой агрегат;
- Высокая экономичность расхода топлива;
- Соответствие европейским требованиям экологической безопасности;
- Универсальность грузового шасси;
- Относительно комфортный салон;
- Наличие кабины с двумя спальными местами;
- Ремонтопригодность.
К недостаткам грузового автомобиля относят:
- Устаревший внешний вид;
- Неэргономичное расположение вентиля отопителей;
- Низкое качество покраски;
- Неуютный салон, использование в отделке дешевых материалов и плохое качество сборки салонных панелей.
Грузовик выпускается с начала 90-х годов, но по-прежнему сохранил свою актуальность, во многом благодаря своим преимуществам и невысокой цене. Даже автомобили с пробегом, достаточно крепки, и способны прослужить не один год.
Недостатки машины, прежде всего, заключены в низком качестве окраски, плохой сборке салонных панелей и использования при оформлении интерьера кабины дешевых материалов. МАЗ-6303 трудно назвать грузовиком премиум-класса, однако, это недорогая, универсальная, неприхотливая, экономичная и надежная рабочая лошадка, способна с легкостью выполнять поставленные перед ней задачи.
Модификации
Имеется несколько моделей этого грузового автомобиля. Различные модификации имеют свои технические характеристики, которые позволяют использовать средства для тех или иных задач.
МАЗ-6303А3
Грузовой автомобиль МАЗ-6303А3-347 имеет такие характеристики:
- Грузоподъемность — 15350 кг.
- Колесная формула — 6х4.
- Вес — 24,7 т.
- Нагрузка на переднюю ось — 6700 кг, на заднюю — 18000 кг.
- Двигатель марки — ЯМЗ-6562.10.
- Мощность двигателя составляет 183 кВт.
- КПП имеет 8 передач и рессорную подвеску.
- Максимальная скорость — 85 км/ч.
- Объем топливного бака — 200 л.
- Машина оснащена кабиной малых габаритов.

МАЗ-6303А5
Бортовой грузовик с гидроманипулятором МАЗ-6303а5-321 имеет такие параметры:
- Габариты — 10230х2500х3500 мм.
- База грузовика имеет размеры 4590/1400 мм.
- Колесная формула — 6х4.
- Полная масса — 24,5 т.
- Допустимая масса груза — 11550 кг.
- Внутренние размеры платформы: длина — 6500 мм, ширина — 2400 мм, высота — 700 мм.
- Погрузочная высота составляет 1400 мм.

МАЗ-6303А8
Грузовик МАЗ-6303А8-328 имеет допустимую полную массу, равную 28,7 т. При этом допустимая полная масса в составе автопоезда равна 52 т. Допустимое давление на переднюю ось составляет 6700 кг. Допустимое давление на заднюю ось — 22 т. Масса автомобиля — 11,7 т. Максимальная скорость — 90 км/ч. Грузоподъемность — 17000 кг.

На машину установлен двигатель ЯМЗ-6581.10. Мощность двигателя составляет 294 кВт. Коробка передач — ЯМЗ-239. Количество передач КПП — 9. Передаточное число ведущих мостов составляет 5,33. Имеется рессорная подвеска. Вместимость топливного бака — 300 л. Установлена большая кабина, оборудованная спальным местом, кресло водителя оснащено рессорами.
МАЗ-630305
Сортиментовоз МАЗ-630305-250 имеет трехосное шасси. Колесная формула — 6х4. Вес машины составляет 24,7 т. Распределение полной массы на переднюю ось составляет 6700 кг. Распределение веса на заднюю ось — 18 т.

Технические характеристики:
- Масса снаряженного автомобиля — 9350 кг.
- Двигатель дизельный с турбонаддувом ЯМЗ-238ДЕ2.
- Количество цилиндров — 8.
- Объем двигателя — 14860 см³.
- Мощность двигателя — 243 кВт.
- Крутящий момент — 1274 Нм.
- Передаточное число — 6,59.
- Передняя подвеска рессорная, задняя рессорно-балансирная.
- КПП 8-ступенчатая.
- Объем топливного бака — 350 л.
- Максимальная скорость — 85 км/ч.
- Расход топлива — 29,6 л/100 км.
- Грузоподъемность — 15,2 т.
МАЗ-630308
Бортовой автомобиль МАЗ-630308 выпускается Минским автозаводом. Грузовик используется для транспортировки грузов в системе транзитных перевозок в составе автопоезда.

Технические показатели:
- Масса автопоезда — 44 т.
- Вес автомобиля — 24,5 т.
- Давление на переднюю ось — 6500 кг, на заднюю — 18000 кг.
- Грузоподъемность — 13,2 т.
- Объем платформы — 12,7 м³.
- Потребление горючего — 23,2 л/100 км.
Технические характеристики
Мощный грузовик МАЗ 6303 является совокупностью высокой эффективности и продуктивности. Солидные габариты не мешают автомобилю преодолевать большие расстояния с приличной скоростью. При наличии ограничителя грузовик разгоняется до 85 км/час, без него – до 100 км/час. Для передвижения по трассе данную скорость можно назвать оптимальной. Также МАЗ 6303 выделяется малым расходом горючего – порядка 25 л/ 100 км. В городских условиях показатель увеличивается до 40 л/100 км. Емкость топливного бака машины составляет 350 л.
Габариты автомобиля:
- длина, включая кабину и кузов – 10230 мм;
- ширина с бортами – 2570 мм;
- высота – 4000 мм;
- длина грузового отсека – 7560 мм;
- ширина грузового отсека – 2430 мм;
- высота грузового отсека – 2250 мм;
- расстояние от бампера до центра масса – 3865 мм;
- колея передних колес – 2032 мм;
- колея задних колес – 2032 мм.
МАЗ 6303 имеет колесную формулу шесть и четыре и грузоподъемность 13100 кг.
Масса и грузоподъемность
В снаряженном состоянии грузовой автомобиль МАЗ-6303 имеет вес в 11400 килограмм. Максимальная грузоподъемность стандартной версии составляет 13000 килограмм. С полной загрузкой вес автомобиля может составлять 24500 килограмм, из которых 6500 опирается на переднюю ось и 18000 на заднюю тележку. При работе с прицепом полная масса автопоезда достигает 44000 килограмм.
Кабина
Для грузовика МАЗ-6303 предлагается два варианта кабин, а именно укороченная и удлиненная.
Укороченной кабиной в основном оснащены модификации, предназначенные для перевозки грузов на короткие расстояния, поскольку в таких кабинах отсутствует спальное место.
Грузовики, применяемые на средних и дальних дистанциях, оборудованы удлиненной кабиной. В ее конструкции помимо всех необходимых опций имеется также и два достаточно удобных спальных места за спинками сидений.
Обе кабины имеют бескапотную компоновку, поскольку устанавливаются над силовым агрегатом. В связи с этим для доступа к двигателю конструкторы установили специальный гидравлический цилиндр с ручным приводом, позволяющим в случае обслуживания или же ремонта откинуть всю конструкцию вперед.

В плане внешнего вида кабины практически не отличаются. Даже очень схожи со многими предшественниками. Конструкция имеет все те же прямые формы, чем напоминает коробку. Спереди установлено широкое лобовое стекло, обеспечивающее превосходную обзорность с рабочего места водителя.
Ниже расположилась радиаторная решетка, занимающая практически всю ширину кабины. По бокам присутствуют высокие обтекатели. Передний бампер представлен металлическим отбойником, но позже получил немного измененную конструкцию. В бампере установлены прямоугольные блок-фары, сочетающие в себе ближний и дальний свет, а также дневные ходовые огни. Указатели поворота тоже прямоугольные и установлены все в той же области.
На некоторых модификациях стали применять противотуманные фары. Их устанавливают ниже основных световых приборов. Кстати, стоит отметить, что многие версии используют над лобовым стеклом специальный козырек. Он защищает водителя и пассажира от солнечных лучей.
Кабина МАЗ-6303 обладает довольно вместительным и просторным салоном. Внутри имеется неплохая шумо- и виброизоляция, благодаря чему удалось значительно сократить уровень посторонних шумов и сделать работу более комфортной. Кроме этого весьма отличной вышла и теплоизоляция. Но главными недостатками этой модели является низкое качество материалов отделки, плохое качество сборки, ну и недостаточно продуманная эргономика рабочего места водителя.
Стандартная комплектация оснащена подресоренным водительским сидением с несколькими регулировками, ремнями безопасности, основным и автономным обогревателем. Кстати, в отличие от других грузовиков, кабина МАЗ-6303 имеет пассажирское сидение с пневматической подвеской.
Двигатель
У грузового автомобиля МАЗ-6303 двигатель дизельный четырехтактный 8-цилиндровый, изготавливается на Ярославском моторном заводе. Двигатель имеет большой запас прочности, отличается надежностью и длительным сроком эксплуатации. Каждый цилиндр оснащен двумя клапанами. В автомобиле мотор расположен продольно.

Технические характеристики двигателя:
- Объем — 11,15 л.
- Мощность — 184 кВт.
- Стандарт качества Евро-3.
- Мотор оснащен подогревателем, с помощью которого легче запускать его в мороз.
- Крутящий момент — 1225 Нм.
- Мотор оснащен жидкостным охлаждением.
Трансмиссия
Автомобили МАЗ-6303 оснащаются различными модификациями модернизированных механических коробок передач ЯМЗ 238-й серии в соответствии с модификацией установленного двигателя. Данные агрегаты представляют собой 8-ступенчатые устройства с оснащенными синхронизаторами передачами переднего хода. Конструкция КПП включает в себя основную четырехступенчатую коробку и двухступенчатую дополнительную коробку – двухдиапазонный планетарный демультипликатор, главным предназначением которого является повышение крутящего момента.
Это очень важная функция для большегрузных автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях. Она позволяет расширить возможности основной коробки, в частности, увеличить количество передач, без вмешательства в ее конструкцию.
К примеру, автомобиль движется с требуемой скоростью на IV передаче, но двигатель работает с перегрузкой, а переход на III передачу нецелесообразен из-за высоких оборотов. Решить эту проблему помогает демультипликатор. При его переключении на пониженную передачу образуется оптимальное передаточное число в данных условиях.
Переключение передач на КПП с демультипликатором имеет свои особенности, поэтому должно осуществляться в строгом соответствии с алгоритмом, прописанном в технической документации к агрегату.
Расход топлива
Для МАЗ-630305-250 расход топлива на 100 км равен 27,5 л. Объем топливного бака — 350 л. Чаще всего во время движения грузовика на трассе расход топлива уменьшается до 24,3 л/100 км. В городе это значение увеличивается до 40 л/100 км.
Ходовая часть
Передняя подвеска автомобиля рессорная, на двух полуэллиптических рессорах, с двумя гидроамортизаторами двойного действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска – рессорно-балансирная. Рулевой механизм – двухступенчатый, с зубчатой парой, винтовой передачей и встроенным распределителем. Все колеса оснащены тормозными механизмами барабанного типа. Задняя ошиновка колес – двойная.
Основная тормозная система пневматического типа, с раздельным приводом на передние и задние колеса. Стояночный тормоз имеет пневматический привод с использованием энергоаккумуляторов пружинного типа на задние колеса. Вспомогательный тормоз – компрессионный, с заслонками в системе выхлопных газов двигателя. Пневматический привод на тормоза прицепа (полуприцепа) – двухпроводной.
В зависимости от модификации на дисковые колеса могут устанавливаться шины размером 11,00R20 или 12,00R20.
Тормозная система
МАЗ-6303 оборудован пневматической тормозной системой. За счет того, что здесь используется два раздельных контура, удалось значительно повысить эффективность и надежность тормозной системы в целом. Один из них отвечает за работу передних тормозных механизмов, когда второй за работу задних. Основные тормоза представлены барабанными механизмами, оснащенными тормозными накладками. Кроме этого присутствует антиблокировочная система ABS.

В задней части грузовика имеются пневматические выводы, необходимые для работы тормозов используемого прицепа.
Во время длительных остановок используется стояночная тормозная система. Ее основными элементами являются пружинные энергоаккумуляторы, установленные на задней тележке.
Торможение грузовика на затяжных спусках осуществляется при помощи вспомогательного тормоза. В отличие от предыдущих систем, вспомогательный тормоз взаимодействует с двигателем и трансмиссией, что позволяет уберечь основные тормоза от преждевременного износа и различных неисправностей.
Электропитание
Все бортовое электрооборудование грузовика использует напряжение в 24 Вольта. В роли основных источников питания выступают две стартерные аккумуляторные батареи, соединенные последовательно и генератор. Каждый аккумулятор обладает номинальным напряжением в 12 Вольт, когда генератор вырабатывает 28 Вольт. Стоит отметить, что часть напряжения от генератора уходит на подзарядку аккумуляторов в процессе эксплуатации.
Грузовая платформа МАЗ-6303
МАЗ-6303 – модель универсальная, выпускаемая в разных модификациях. С заводского сборочного конвейера эти автомобили выходят в виде грузового шасси с колесной формулой 6х4, а далее, в зависимости от конкретной сферы эксплуатации либо индивидуальных требований заказчиков, рама машины оснащается соответствующим оборудованием или грузовой платформой.
Так модель МАЗ-6303 может поставляться c грузовыми платформами открытого бортового, тентового и шторного типов, а также с различными версиями платформ-фургонов. Помимо этого,на шасси МАЗ 6303 могут устанавливаться автокраны большой грузоподъемности (до 25 т), сортиментовозные площадки, мультилифты, самосвальные платформы для перевозки металла, автоцистерны, эвакуаторы и прочее оборудование.

Автокран «Галичанин» КС 55713 6 на базе шасси МАЗ-6303

Сортиментовоз с манипулятором на базе шасси МАЗ-6303А8 328

Топливозаправщик на базе МАЗ-6303 А3
Особенности и эксплуатация
Несмотря на то, что кабина МАЗ 6303 разрабатывалась давно и уступает в части дизайна многим западным конкурентам, в целом получилась удачной. Специалистами отмечается низкий уровень шума и вибраций, хорошая обзорность со всех сторон. Пневмоподвеску имеет не только водительское сидение, но и сидение пассажира. В условиях пониженных температур комфортное пребывание в кабине обеспечивается основной и дополнительной системой отопления.
Однако, расположение крана отопителя под кабиной не добавляет комфорта в сильные морозы. Нарекания водителей также вызывает и крышка воздушного фильтра на шпильках с гайками (вместо защелок), что затрудняет быструю замену фильтрующего элемента. Претензии часто и высказываются и к расположению гидроподъемника кабины в незащищенном от грязи месте. Однако, несмотря на мелкие недостатки, отзывы о машине среди автомобилистов в основном положительные. В базовой комплектации МАЗ 6303 оснащается:
- Спойлером и защитным устройством сзади;
- Беззазорной сцепкой;
- Электро-пневмовыводами на прицеп;
- Ремнями безопасности;
- Предпусковым подогревателем мотора;
- Системой ABS.
Не вызывают особых нареканий и установленные на МАЗ 6303 двигатели Ярославского механического завода 238-й серии. В зависимости от целевого назначения могут устанавливаться силовые установки мощностью от 170 до 400 л.с. В целом автомобиль надежен, прост в обслуживании и ремонте и привычен для отечественных водителей. Нет проблем и с наличием расходных материалов и запасных частей, цена на которые значительно ниже, чем на европейские и американские аналоги МАЗ 6303.
Цена нового и б/у МАЗа 6303
МАЗ-6303 относится к числу бюджетных моделей. Так, версия с колесной формулой шесть на четыре предлагается заводом за 1,38-1,58 миллиона рублей (без НДС). Модификации с колесной формулой восемь на четыре и шесть на шесть обойдутся дороже.
Стоимость подержанного варианта МАЗа-6303 (2007-2008-ой год с пробегом 140-150 тысяч км) составит 600-700 тысяч рублей.
Аренда грузовика обойдется от 1100 рублей за час работы.
Заключение
В завершении можно с уверенностью сказать, что некоторые недостатки МАЗ 6303, связанные с отсутствием комфортных условий и мелких конструктивно-технических недостатков, с головой окупаются его эксплуатационными возможностями. Это – автомобиль-трудяга, который не подведет в долгом пути, независимо от погоды и качества дорог.
Такие важные критерии, как экономный расход топлива, простота в обслуживании, невысокая стоимость, большая грузоподъемностьи универсальность модели МАЗ 6303 делают ее достойным конкурентом американских и европейских аналогов.







