- История появления и современное состояние дел
- Из 1974 года – в XXI век
- Разработка и выпуск
- Назначение
- Трактор Т-150
- Гусеничный
- Колесный
- Модификации
- Особенности конструкции
- Плюсы и минусы трактора
- Особенности устройства и эксплуатации
- Кабина и комфорт
- Навесное оборудования для трактора Т-150
- Модификации Т-150
- Технические характеристики
- Вес и габариты
- Кабина
- Двигатели Т-150
- Коробка передач
- Ходовая часть (трансмиссия)
- Гидравлическая система
- Расход топлива
- Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
- Цена нового и подержанного трактора
- Развитие Т-150К
История появления и современное состояние дел
Производство тракторов линейки Т-150 было налажено свыше сорока лет назад, причем сначала была выпущена колесная модификация Т-150К — первые образцы машины сошли с конвейера еще в 1971 году. В качестве прототипа при разработке использовалась оригинальная версия модели Т-125, снятая с производства в 1967 году.
Модель 150 стала результатом глубокой модернизации Т-125 В 1979 году новая версия успешно прошла испытания на территории США, а в 1983 году увидел свет гусеничный трактор Т-150.
трактор Т-150 на гусеницах
Данная модель тракторной техники получилась очень успешной, и производство доработанной версии трактора продолжается до сих пор. Машина, поставки которой осуществляются в самые разные страны по всему миру, успешно справляется с поставленными задачами в любых климатических и погодных условиях и применяется как лесовоз, тягач, скрепер и т. д.
Практика показывает, что данная модель техники способна в течение длительного времени функционировать даже в отсутствие соответствующего технического обслуживания, поскольку узлы и механизмы трактора обладают существенным запасом прочности и долговечности.
За время своего существования модель ХТЗ Т-150 неоднократно модернизировалась. В частности, была произведена замена двигательной установки, регулярно дорабатываются и улучшаются органы управления трактора Т-150. Внимание к улучшению условий работы оператора позволяет машине на протяжении многих лет пользоваться в своем сегменте рынка повышенным спросом.
Модель Т-150 на сегодняшний день выпускается на территории Российской Федерации (завод ОрТЗ) и на Украине (предприятия ХТЗ и ХТА). Выпускаемые разными заводами тракторы имеют общую базу и минимум отличий друг от друга.
Из 1974 года – в XXI век
Т-150 – это энергонасыщенный сельскохозяйственный гусеничный трактор общего назначения производства Харьковского тракторного завода. Выпускался с 1974 года до недавнего времени. Более распространённым является максимально унифицированный с ним энергонасыщенный колёсный трактор Т-150К. Различия между ними имеются в ходовых системах, механизмах поворота, рамах, коробках передач (унифицированных по элементам) и в системах управления.
Разработка и серийное производство семейства не просто родственных, а имеющих высочайшую степень унификации колёсных и гусеничных тракторов – это очень сложная задача. Он оказалась по плечу лишь советской промышленности и корпорации «Джон Дир». О гусеничном Т-150 – в данной публикации.
Разработка и выпуск
Трактор Т-150 — это модель, выпускаемая Харьковским тракторным заводом с 1974 года. Модификации и более совершенные версии флагмана производятся заводом по настоящее время. Модель трактора Т-150 является востребованной, популярной среди владельцев фермерских хозяйств, применяется на промышленных предприятиях и строительных площадках.
Прототипом Т-150 стал трактор Т74. В отличие от предшественника более новая, совершенная модель обладает:
- более высокой мощностью двигателя;
- большей эксплуатационной массой;
- передним центром тяжести;
- другим типом КПП;
- двумя ведущими гусеницами (на базовой модели);
- наличием рулевого колеса;
- удельным давлением на почву — понижено в 2 раза;
- уменьшенным расходом топлива;
- тяговым усилием, увеличенным на 30%;
- жестким каркасом безопасности кабины (с 2013 года все тракторы Т-150 от ХТЗ комплектуются защитным каркасом).
Трактор Т-150
Флагман Т-150 имеет ряд недостатков, которые компенсируются его функциональным назначением. К наиболее заметным минусам относится низкая скорость движения в сравнении с колесной моделью, а также запрет на проезд по асфальтированным дорогам общего пользования.
Назначение
ХТЗ Т-150К – один из немногих советских тракторов, который оказался настолько интересным иностранным заказчикам, что ему довелось принять участие в международных испытаниях на территории США. Машина разработана Харьковским тракторным заводом, и имела огромный потенциал для дальнейшего усовершенствования. Обратим внимание, что рассматриваемая модель имеет унифицированную конструкцию с гусеничным трактором Т-150.
В машине использовано немало новаторских решений, но эта особенность не сказалась негативно на ремонтопригодности. Со временем эти инновационные разработки стали привычными. К тому же, унификация с гусеничной модификацией Т-150 позволила сократить затраты на производство запасных частей, и тем самым сделать трактор ремонтопригодным даже в полевых условиях.
Основное предназначение машины – сельское хозяйство. В частности, машина распространена в таких операциях, как боронование, окучивание, вспашка, культивация, посев зерновых и овощных культур, предпосевная подготовка, обработка целинного грунта и другие задачи. Кроме того, данный трактор зарекомендовал себя в погрузке и выгрузке, буксировке тяжелых прицепов.
В коммунальной сфере машина способна выполнять строительные и дорожно-монтажные работы. В свое время трактор Т-150К поставлялся во многие постсоветские страны. Машина получила несколько модернизированных версий, которые только усилили мировую популярность трактора.
Трактор Т-150
Универсальный трактор Т-150 выпускается Харьковским тракторным заводом. В этой модели отлично сочетаются качества скоростного трактора общего назначения и многофункционального транспортного тягача.
Гусеничный
Такие модели могут использоваться в процессе создания сельскохозяйственных комплексов. Бульдозеры, созданные на базе гусеничной вариации трактора ХТЗ Т-150, эксплуатируют при создании подъездных путей и во время выравнивания поверхности. Дополнительно Т-150 на гусеничном ходу может применяться для пахоты, посева, обработки и уборки урожая.
Фото гусеничного трактора Т-150
Колесный
Колесный Т-150 имеет более широкое применения. Он также может использоваться в сельском хозяйстве и дорожном строительстве. Высокие ходовые характеристики и максимальная скорость передвижения в транспортном положении качественно выделяет модель на общем фоне. Отличительной особенностью модели можно назвать минимальную нагрузку на почву, которая достигается за счет использования расширенной колесной базы. На базе колесной вариации Т-150 также создан бульдозер.
Фото колесного трактора Т-150
Модификации
Трактор выпускался в нескольких модификациях:
- промышленная версия Т-158;
- некрупный колесный тягач Т-155;
- лесопромышленный вариант Т-157 (трелевочный трактор);
- погрузчик Т-156;
- трактор Т-150КД, дополненный бульдозерным оснащением.
На базе Т-150 была разработана армейская модификация Т-154, применяемая для буксировки артиллерийских установок и инженерно-строительных работ. Главным ее отличием от базового варианта стало наличие буксировочного крюка, заменившего маятниковую навеску.
Особенности конструкции
Шасси трактора Т-150 базируется на несущей раме жёсткого типа, в составе которой – два мощных продольных швеллерных (коробчатых) лонжерона, поперечно соединённых передним и трёх промежуточными стальными брусьями – балок-поперечин, соединённых заклёпками.
К раме через рессорный блок подвески прикрепляются 2 тележки движителя с гусеничной лентой из сорока шести звеньев каждая, ведущими звёздочками, направляющими катками с устройствами натяжения и амортизаторами, опорными и поддерживающими колесами.
Управление поворотами гусеничного варианта машины рулевое. Также имеется возможность включения различных передач на каждую гусеницу. Поэтому разворачивать тяжёлую машину можно практически на одном месте.
В колёсном варианте, Т-150К, рама состоит из двух частей, шарнирно соединённых, с возможностью поворотов в горизонтальной плоскости. На передней полураме – мотор, коробка переключения передач, кабина и бак для дизтоплива. На задней полураме – навесная система, которая предназначена для закрепления орудий. Оба моста трактора, задний и передний, являются ведущими. При этом задний можно отключать.
На тракторе Т-150 двигатель располагается спереди. К задней части мотора жёстко прикреплены муфта сцепления и двухпоточная коробка передач, два выходных вала которой связаны карданными передачами с правой и левой коническими главными передачами, смонтированными в заднем мосту. Главные передачи соединяются с планетарными конечными передачами, на которых смонтированы звёздочки гусеничных цепей.
Поворот трактора можно осуществить двумя способами. Кинематический способ предполагает включение, с помощью гидроподжимных муфт, разных передач левого и правого бортов. При кинематическом способе поворота обе гусеницы остаются ведущими (активными) и весь вес трактора используется для создания силы тяги.
Силовой способ заключается в уменьшении давления масла в гидроподжимной муфте отстающего борта. Управление трактором при силовом способе поворота осуществляется рулевым колесом. Наименьший радиус поворота обеспечивается включением тормоза нужного борта, после полного отключения гидроподжимной муфты.
На коробку передач установлены кабина и бак для дизельного топлива, ёмкостью 315 литров. Коробкой передач включаются транспортный, тяговый (медленный), рабочий режим и задний ход. Переключение передач (всего их четыре, для каждого из перечисленных режимов) производится гидравлическими муфтами – без остановки, под нагрузкой и в движении. Тормоза – ленточные, с двумя затягиваемыми ветвями.
Гидравлическое оборудование: отдельная раздельно-агрегатная система для управления навесными и прицепными машинами; отдельная система для управления поворотом и переключением передач. Рулевое управление гидромеханическое.
Пневмооборудование: управление муфтой сцепления и тормозами прицепа.
Электрооборудование: бортовая сеть с внутренним напряжением в 12 V. Напряжение стартера – 24V. Аккумуляторные батареи – 6СТ-190А3 (2 шт.)
Навесное устройство трактора гидравлическое, одноцилиндровое, с 2-х и 3-х точечной наладкой.
Плюсы и минусы трактора
Изучая отзывы покупателей и непосредственных потребителей техники, эксплуатация трактора Т-150 имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны спецтехники:
- На грунт машина оказывает низкое давление, что позволяет получить должный эффект обработки земли.
- Высокая производительность. Наличие вспомогательного оборудования и приспособлений позволяет увеличить производительность машины за счёт скоростных режимов.
- Коробка передач трактора Т-150К. Спецтехника имеет две коробки передачи, что существенно уменьшает нагрузку на трансмиссию спецтехники.
- Отличная ремонтопригодность. Для проведения реставрационных работ используется доступные запчасти, в том числе бу.
- Всесезонное использование. Трактор можно использовать как летом, так и в зимний период времени года, например для расчистки дорог от снега и т.д.
- Простота конструкционного решения. Простота изготовления трактора Т-150 на гусеничном ходу отлично зарекомендовала себя для эксплуатации в сельском фермерском хозяйстве.
- Наличие дополнительного навесного оборудования позволяет использовать технику для выполнения вспомогательных работ в сельском хозяйстве, для строительства и дорожной отрасли.
- Самое низкое потребление топлива.
- Отличные условия для работы оператора в кабине машины.
Кроме этого, имеется ряд недостатков, в том числе:
- Гусеничные элементы имеют повышенную степень износа, которая приводит к частой замене или ремонту.
- Низкая скорость передвижения.
- Не до конца разработан механизм работы гидросистемы, где нет режима запуска охлаждающей жидкости.
- Рулевое управление трактора Т-150К имеет невысокие параметры КПД для выполнения определённых характеристик работы.
- Имеется сложность запуска двигателя в зимний период года.
Вместе с этим положительные характеристики сельхозтехники позволяют использовать спецтехнику для проведения различных видов работы на земле, а также в других отраслях экономики.
Особенности устройства и эксплуатации
- Т-150 оснащен силовой установкой СМД-60, который использовался в первых модификациях. Данный агрегат получил жидкостное охлаждение и турбонаддув. Шестицилиндровый дизель получил V-образное расположение цилиндров. Удельное потребление горючего составило 185 г/л. с. в час. Вместе с навесным оборудованием масса двигателя составляет 1110 кг. При номинальной мощности 165 лошадиных сил мотор имеет хорошие тяговые характеристики, что позволяет работать с тяжелыми грузами, и в самых труднодоступных условиях. Для запуска силовой установки используется двухтактный бензиновый мотор П-350. По сути, это вспомогательная 13-сильная установка, которая, в свою очередь, приводится в действие с помощью электростартера. Либо стартер можно задействовать ручным способом – для этого предусмотрена веревка, накрученная на шкив. Кроме того, отметим комбинированную систему смазки с двумя уровнями очистки. Так, первый уровень предполагает очистку масла и топлива от крупных частиц, а второй уровень используется для задержки мелких частиц. Еще один конструктивный элемент – шестеренчатый насос, создающий необходимое давление масла в контуре. В качестве системы питания выступает ТНВД, а также двухступенчатая система топливной очистки и форсунки с четырехточечным впрыском. Для повышения запаса хода мотор оборудован топливным баком на 430 литров. Среди вспомогательного оборудования, которое обеспечивает бесперебойный запуск и работу двигателя на протяжении всего рабочего дня, отметим воздушную систему охлаждения, воздухоочиститель, пневматический компрессор, генератор, а также выпускной коллектор. Самые современные версии Т-150 получили форсированный 180-сильный мотор с повышенным тяговым усилием в пределах 3-6 тс.
- Трактор оснащен механической КПП с 12 передними передачами, которые имеют четыре диапазона работы – замедленный, рабочий, транспортный и задний. Крутящий момент и мощность от двигателя передаются на коробку посредством сухого фрикционного сцепления. Сама коробка передач имеет оптимизированный передаточный ряд, и включает в себя две составные части – основную и раздаточную. Обе части выполнены в отдельных корпусах, жестко соединенных между собой. Помимо того, в конструкцию КПП входят два вала – ведущий и ведомый, а переходы между скоростями осуществляются с помощью гидроподжимных муфт. Благодаря этим муфтам удалось избежать потерь мощности. Как и во многих других современных бюджетных тракторах, для переключения скоростей в машине Т-150 используется классический рычаг. Переключать скорости можно во время полной остановки машины. Для повышения безопасности в коробку встроен блокиратор, предотвращающий запуск мотора при включенной передаче.
- Коробка передач оборудована собственной гидравлической системой, которая имеет простую и неприхотливую конструкцию, состоящую из:
- шестеренчатого насоса с пропускной способностью 35 литров в час
- двух фильтров (основного и заборного)
- нагнетающей магистрали
- распределителя с клапанами
- дополнительного компонента охлаждения – радиатора
- аккумуляторной батареи
- шланга и магистралей.
Кроме того, трансмиссия получила вал отбора мощности с режимами работы 500-1000 оборотов в минуту.
Трактор Т-150 получил весьма компактные габариты, отличается короткой колесной базой, а также малым радиусом разворота. Это значительно улучшило маневренность и динамические показатели. Помимо небольших размеров, отметим другие особенности кузова – это минимальные кузовные свесы, большой дорожный просвет, высокие углы въезда и выезда, большие широкопрофильные колеса с глубоким протектором, а также прочную защиту днища и моторного отсека.
Благодаря этим особенностям удалось в полной мере раскрыть потенциал трактора Т-150 на бездорожье – в том числе, раскрыть потенциал полного привода и блокировки межосевого дифференциала, которые можно подключить, если требуется преодолеть 30-процентный подъем, глубокие ямы, колеи и другие препятствия.
Кабина и комфорт
Трактор Т-150 оснащен многофункциональной кабиной, уровень комфорта в которой значительно превосходит то, что было в советских тракторах предыдущих лет выпуска. Квалифицированные советские модернизаторы сделали кабину комфортной, и адаптировали ее суровых морозных условий. Во-первых, кабина получила защитное антикоррозионное покрытие, а также шумоизоляцию салона. Безусловно, это позволило снизить вибрации и шумы, исходящие от силовой установки.
Во-вторых, кабина получила автономную систему отопления и кондиционирования, чтобы комфортно было работать в любое время года. Водительское сиденье и рулевая колонка можно отрегулировать по своему усмотрению, исходя из своего роста, веса и телосложения. Что касается элементов управления, они расположены эргономично, и к ним не нужно тянуться. Так, почти все органы и переключатели расположены перед водительским сиденьем.
В частности, это непосредственное рулевое колесо, переключатель ближнего и дальнего света, механизмы управления ТНВД, педали акселератора, тормоза и сцепления, рычаг КПП, рычаги переднего моста и стояночного тормоза, а также механизмы управления насосом и гидравлической системой навесного оборудования.
Кроме того, на передней панели размещены контрольно-измерительные приборы – спидометр, указатель уровня топлива, показания температуры и масляного давления в двигателе. Широкая площадь остекления обеспечивает почти круговой обзор и исключает «мертвые зоны». Исходя из вышеперечисленного, надо признать, что кабина трактора Т-150 является одной из самых технологичных составных частей рассматриваемой машины.
Навесное оборудования для трактора Т-150
Трактор Т-150 можно агрегатировать со следующим навесным оборудованием:
- Лущильник дисковый
- Плуг
- Борона дисковая
- Культиватор
- Сеялка
- Каток для прикатывания
- Буксируемый комбайн
- Разбрасыватель
- Культиватор-плоскорез
- Борона игольчатая для сцепки 1-5 устройств
- Сеялка-культиватор для посева зерновых культур.
Модификации Т-150
Трактор Т-150 получил несколько модификаций, безусловно, заслуживающих отдельного рассмотрения:
- Т-155 – инженерная модификация трактора для нужд армии, для буксировки артиллерийских орудий
- Т-155К – улучшенная военная модификация для инженерных войск и перевозки артиллерии. Подходит для землеройных работ
- Т-156 – трактор, созданный по типу классического фронтального погрузчика, предназначенного погрузки и разгрузки грузов. Данная версия получила вместительный ковш объемом 1300 кубов.
- ЛТ-157 – специализированная версия для работы в лесном хозяйстве
- Т-158 – промышленный колесной трактор для выполнения технологичных и транспортных задач
- Т-150КД – трактор с бульдозерным отвалом.
Трактор Т-150 получил неоспоримые достоинства, заключенные в высокой производительности, хорошей ремонтопригодности и прочной конструкции. Машина оказалась настолько конструктивно простой, что ее можно обслуживать в полевых условиях, имея при этом необходимый инструмент.
Технические характеристики
Мощный и маневренный колесный полноприводной трактор отличается весьма компактными габаритами в пределах 6,13 х 2,46 х 3,17 метра. Сухой вес машины — 8400 кг, база — 2,86 метра, колея -1,68/1,86 м. Дорожный клиренс гусеничного и колесного трактора соответственно 300 и 400 мм, радиус разворота в пределах 6,5 метра.
Шарнирный каркас полурамного типа выполнен из швеллеров и балочных поперечин, скрепленных массивными заклепками. В его передней части установлен силовой агрегат, подключенный к трансмиссии через механизм сцепления, коробку передач с раздаточным редуктором и карданные приводы. Поворот шарнирной рамы производится усилием 2-х гидроцилиндров.
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя – ЯМЗ-236Д-3, дизельный шестицилиндровый V-образный
- Мощность – 165 лошадиных сил
- Номинальные обороты в минуту – 2100 об/мин
- Рабочий объем мотора – 11 литров
- Электрический стартер – есть
- Расход топлива – 220 г/кВт в час
- Коробка передач – механическая с 12 скоростями переднего хода
- Независимый вал отбора мощности – есть
- Режимы работы ВОМ – 500 и 1000 об/мин
- Тормоза – с пневмоприводом
- Колеса – одинарные или сдвоенные (в зависимости от модификации)
- Тип задней навески – трехточечная гидравлическая
- Грузоподъемность навески – 4500 кгс
- Объем колесной базы – 2860 мм
- Параметры колеи – 1680 и 1860 мм
- Размеры трактор, мм: Длина – 6130, Ширина – 2406, Высота – 3195
- Клиренс – 400 мм
- Масса трактора – 8200 кг
- Полный привод 4х4 – есть
- Радиус поворота – 6500 мм
- Максимальная скорость вперед – 30 км/час
- Максимальная скорость назад – 10 км/час.
Вес и габариты
- Размеры ДШВ: 5735 (без прицепных орудий)/2340/3165 мм.
- База — 2860 мм, клиренс 40 см.
- Радиус поворота — до 6, 5 м.
Вес Трактора Т-150 — 8100 — 8750 кг в зависимости от комплектации и модификации. Соответственно, трактор с крупным навесным оборудованием будет весить больше.
Кабина
Двухместный вариант кабины смонтирован на передней полураме трактора Т-150к, в центре зоны тяжести. Такое расположение технически снижает колебания и вибрацию.
Сама кабина изготовлена из шумо и вибропоглощающих материалов и узлов, где с уменьшенными колебаниями обеспечивает комфортные условия для механизатора.
Выполнению работы способствует круговое остекление и наличие стеклоочистителей. Для комфортной работы зимой установлен специальный отопитель. После тюнинга кабины в 2013 году, в устройстве для безопасности применен специальный каркас.
Двигатели Т-150
Основным двигателем трактора Т-150, который, собственно, и был для него разработан изначально, является дизельный мотор СМД-60, производства Харьковского завода тракторных дизелей «Серп и молот». Это шестицилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, оснащённый турбонаддувом. Его эксплуатационная мощность составляет 150 лошадиных сил. Пуск дизеля производится пусковым бензиновым двигателем, который, в свою очередь, запускается электростартером.
СМД-60.
Двигатели Т-150 отличаются следующими техническими характеристиками (в скобках – цифры для варианта ЯМЗ-236Д3):
- Мощность – 150 л. с. (175).
- При частоте вращения – 2000 об/мин (2100).
- Рабочий объём – 9,15 литров (11,15).
- Масса – 0,95 т (1,00).
- Расход дизтоплива – 217 г/кВт.час (220).
ЯМЗ-236Д3.
Также гусеничные Т-150 оснащались дизелями модели ЯМЗ-236М2-59:
- Мощность – 180 л.с.
- Номинальная частота вращения – 2100 об./мин.
- Удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя – 245 г/кВтч (180 г/л.с.ч).
- Максимальный крутящий момент – 667 Н.м, при 1250-1450 об/мин.
Для облегчения запуска двигателя трактора при низких температурах воздуха предусмотрено использование предпускового нагревателя ПЖБ-300.
Коробка передач
Возможные области эксплуатации значительно расширились благодаря установке многоступенчатой коробки передач. В ней предусмотрено несколько режимов: рабочий, задний, транспортировочный и замедленный, каждый из них имеет по 4 ступени. Максимальная скорость езды составляет 30 км/ч.
Ходовая часть (трансмиссия)
Трактор Т-150К оснащается механической трансмиссией с ручным управлением, которая обеспечивает передачу крутящего момента на колеса. В состав ее входят следующие агрегаты:
- сухое двухдисковое сцепление с пневмоусилителем привода;
- коробка перемены передач;
- карданный вал;
- главная передача;
- межколесный дифференциал;
- конечная передача.
Механизмы и узлы трансмиссии смонтированы в отдельных корпусах или открытым способом.
Передача крутящего момента от раздаточной коробки к дифференциалам переднего и заднего моста осуществляется через карданные валы. Они способны работать при значительном смещении передней и задней полурамы относительно друг друга.
Карданная передача имеет промежуточную опору с подвесным подшипником. Валы имеют сложное устройство со шлицевым соединением для изменения длины при поворотах трактора.
Оба моста трактора и передний, и задний являются ведущими, причем последний подключен постоянно. В них установлены главные передачи, которые взаимозаменяемы между собой. Корпуса их крепятся к мостам при помощи шпилек.
Главная передача состоит из ведущей и ведомой шестерни со спирально-коническим зацеплением, а также дифференциала повышенного трения. Данный механизм обеспечивает разную частоту вращения колес при поворотах.
Непосредственно привод осуществляется через конечные передачи или колесные редукторы планетарного типа. В состав его входят солнечная, неподвижная эпициклическая шестерня, сателлиты и водило. Ведомая часть передачи смонтирована в отдельном корпусе, к которому прикреплено колесо.
Гидравлическая система
Гидравлическое оборудование этой модели состоит из следующих частей:
- Раздельно-агрегатная, навесная система.
- Система поворотного управления.
- Система, выполняющая функции переключения между передачами.
Стоит также сказать о том, что в модели трактора «Т-150К» старше 2013 года раздельно-агрегатная навесная система, и система управления при повороте объединены.
Расход топлива
Изначально, трактор «Т-150К» был предназначен для работы с дизельным топливом. При температуре окружающей среды выше нуля градусов, производителем машины рекомендовано использовать летние виды топлива марок «Л» или «ДЛ». В том случае, если температура среды колеблется в диапазоне от нуля, до -30 градусов, необходимо заливать в бак зимние виды топлива марок «З» или «ДЗ».
Согласно эксплуатационным характеристикам, расход топлива трактором, при холостом режиме работы составляет 9,1 кг/ч. Расход топлива при номинальном рабочем режиме – 30,7 кг/ч.
Опыт эксплуатации трактора Т-150К. Достоинства и недостатки
Харьковский тракторный завод выпускает данную модель уже почти 45 лет. За этот период накоплен значительный опыт эксплуатации трактора Т-150К в разных климатических условиях. Полученная информация обобщалась для совершенствования конструкции и выработки рекомендаций по эффективному применению техники. В частности, было подготовлено руководстве по эксплуатации и ремонту.
Специалисты выделяют следующие периоды в применении трактора Т-150К и его модификаций:
- Обкатка машины и введение ее в эксплуатацию. Вновь приобретенный трактор надлежит правильно подготовить к первому запуску двигателя. Для этого необходимо произвести тщательный осмотр механизмов и агрегатов, проверить наличие и уровень масла в картере двигателя, коробки передач и в гидросистеме. Произвести заправку машины горючим: дизельным топливом по сезону и бензином. На этапе обкатки трактора не допускается полная нагрузка на силовой агрегат и механизмов. По завершении процесса осуществляется замена масла в двигателе и механизмах трансмиссии.
- В ходе эксплуатации трактора Т-150К необходимо строго придерживаться рекомендаций производителя и обеспечить своевременное проведение регламентного обслуживания техники. При этом специалисты обращают особое внимание на состояние и работу дизеля марки СМД-62. К числу характерных неисправностей его можно отнести поломки агрегатов турбонаддува, закоксовывание маслосъемных колец по причине неправильного теплового режима и некоторые другие.
- Точная диагностика и своевременный ремонт систем и механизмов. Для уменьшения времени простоя техники, восстановление ее работоспособности следует доверять только квалифицированным и опытным мастерам. При необходимости замены деталей, следует приобретать только оригинальные запасные части и комплектующих.
- При длительном хранении трактора Т-150К выполняются мероприятия по консервации в соответствии с рекомендациями производителя. Это позволит сохранить машину в исправном состоянии в течение длительного времени. Особое внимании уделяется при этом системам двигателя, трансмиссии и электрооборудованию.
В процессе длительной эксплуатации тракторов Т-150К были выявлены его сильные и слабые стороны. К числу достоинств можно отнести следующие достоинства:
- Машина может применяться как на дорогах общего пользования благодаря колесному ходу и соответствия габаритно-массовых характеристик требованиям правил дорожного движения.
- Многофункциональность. Трактор может быть использован для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных и других видов работ. Наличие значительного парка навесного и полунавесного оборудования,
- Большой ресурс двигателя ЯМЗ, трансмиссии, ходовой части и других систем и механизмов.
- Комфортные условия для работы механизатора и как следствие повышение производительности труда.
- Высокая скорость и значительная грузоподъемность при выполнении транспортных операций.
Вместе с тем колесный трактор имеет и ряд особенностей, которые не могут быть устранены без полной переделки конструкции. Данные недостатки необходимо учитывать в процессе эксплуатации:
- Повышение удельного давление на почву в сравнении с гусеничным вариантом и склонность к буксованию при выборе неправильного режима движения на бездорожье.
- Падение тягового усилия на 25 – 35 % из-за особенностей колесного движителя.
- Увеличение потребления горючего и некоторое снижение производительности.
- Более высокая стоимость трактора из-за применения кабины со встроенным каркасом безопасности.
Описанные выше недостатки приведены в сравнении с гусеничным трактором Т-150, составляющим с колесной моделью единую серию. Данные особенности при правильной эксплуатации машин нивелируются и становятся практически незаметными.
Цена нового и подержанного трактора
Приобрести новый трактор любой версии можно в технических центрах и представительствах посреднических компаний. В зависимости от модели и стандартной комплектации покупка обойдется в 580-620 тысяч гривен (21000 – 23000$).
Ценовой диапазон подержанной тракторной техники этой марки колеблется в диапазоне от 150 до 300 тысяч гривен (5000 – 10000$). Высокая ремонтоспособность изделия и доступный по стоимости ассортимент унифицированных с другими однотипными машинами запасных частей, узлов и агрегатов позволяет с оптимальными затратами полностью восстановить техническое состояние трактора на 90-95%.
Развитие Т-150К
Заложенные изначально конструкционные решения, технические характеристики трактора Т-150к, дали возможность быстрого ремонта позволили модели успешно эксплуатироваться, пройти несколько модификаций, быть конкурентоспособным.
Последний факт подтверждается продолжающимся производством этой модели на Орловском тракторостроительном заводе, входящем в группу компаний «Альфа-Техник».
Кроме базовой модификации под наименованием ОрТЗ-150к на заводе производится еще восемь транспортных средств (от фронтального погрузчика до аэродромной ремонтной машины) выполненных на базе трактора.