- Неутомимый труженик, ставший легендой
- Описание и назначение трактора ДТ-75
- Преимущества трактора ДТ-75
- Описание
- Сфера применения
- Конструктивные особенности
- Технические характеристики
- Силовая установка
- Характеристики СМД-18Н:
- Характеристики мотора А-41:
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Габаритные размеры:
- Вес ДТ-75
- Кабина ДТ-75
- Модификации трактора ДТ-75
- Навесные механизмы
- Отвал своими руками
- Транспортировка агрегата
- Основы функционирования
- Эксплуатация
- Расход топлива
- Ремонт ДТ-75
- Ремонт лент
- Регулировка фрикционов
- Задний мост
- Ремонт двигателя
- Ходовая часть
- Принцип работы
- Аналоги
- Цена трактора ДТ-75
Неутомимый труженик, ставший легендой
Многофункциональный гусеничный трактор 3-го тягового класса ДТ-75 выпускался, в нескольких поколениях и модификациях, с 1962 по 2009 г. в Волгограде (основное производство); и с по 1968 по 1992 г. в Павлодаре (Казахстан). За это время с конвейеров двух заводов сошли более 2 740 000 тракторов данной модели – непревзойдённый результат не только в нашей стране, но и во всём мире.
ДТ-75 ещё «при жизни» стал легендой, оставшись на кадрах многих советских фильмов и встав в качестве памятников на постаменты в целом ряде городов. Секрет такой массовости и популярности прост: это простая, недорогая, выносливая и работоспособная машина, которую можно применять в самых разных сферах хозяйства. Однако основное предназначение ДТ-75 – пахать и культивировать землю. Потому без него и не обходился ни один колхоз или совхоз.
Описание и назначение трактора ДТ-75
ДТ-75 – многоцелевой трактор, быстро ставший легендой. Он неоднократно мелькал в кадрах советских фильмов. Более того, в честь ДТ-75 устанавливали памятники во многих крупных советских городах. Секретом популярности машины является ее надежность и неприхотливость, проверенные технические решения, удобство в эксплуатации, высокая функциональность и экономичность, адаптация к тяжелым климатическим условиям. При этом основным предназначением трактора ДТ-75 были землеройные работы, и все что с этим связано.
Например, машина постоянно использовалась при пахоте, культивации, бороновании, окучивании, рыхлении, а также междурядной обработке и вспахивании твердого целинного грунта. Кроме того, трактор приспособлен для транспортных и ремонтно-монтажных работ, для буксирования и перетаскивания грузов, тяжелых бетонных конструкций т. д.
Преимущества трактора ДТ-75
У современного трактора ДТ75 полностью герметичная кабина, защищенная от вибраций и грохота извне; для летних работ есть вентилятор, а для работы в холодное время — отопление кабины. Грязь и снег со стекол легко удаляются с помощью специальных дворников, причем установлены они как на передних, так и на задних стеклах. А для лобового стекла установлен омыватель. В тракторе есть возможность настраивать кресло под комплекцию каждого водителя благодаря подрессоренному сидению с полным набором регулировок.
Описание
Первоначально на тракторе устанавливался четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель СМД-14 жидкостного охлаждения мощностью 75 л. с. В модификации ДТ-75М применен двигатель А-41 мощностью 90 л. с., а в модификации ДТ-75Н — двигатель СМД-18Н, отличающийся от СМД-14 наличием турбонаддува и увеличенной до 95 л. с. мощностью. Запуск двигателя осуществляется с места водителя при помощи пускового двигателя с электростартером, питающимся от аккумуляторной батареи.
В настоящее время на трактор ДТ-75ДЕ устанавливается дизельный двигатель А-41СИ. Для подогрева двигателя перед запуском при температуре окружающего воздуха ниже −5 °C на тракторе предусмотрен предпусковой подогреватель ПЖБ-200.
Узлы и механизмы трактора смонтированы на сварной раме, которая состоит из двух продольных сварных лонжеронов замкнутого прямоугольного сечения, соединенных между собой поперечными связями.
Муфта сцепления сухая, двухдисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач и задний мост смонтированы в одном корпусе. Задний мост имеет два одноступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными тормозами, обеспечивающими надежное торможение трактора как при переднем, так и при заднем ходе.
Планетарный механизм позволяет снизить усилия на рычагах управления поворотом трактора. Ходовая часть состоит из ведущих и направляющих колес, поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, четырёх балансирных кареток подвески и двух гусеничных цепей.
Первоначально трактор был оборудован округлой цельнометаллической двухместной кабиной с симметричным расположением дверей, открывающихся против хода. Сиденье регулируемое по массе и росту водителя. Топливный бак располагался на задней стенке кабины. Характерная форма топливного бака напоминала армейский вещмешок. Соответственно, трактор получил сразу несколько прозвищ: сидор, турист, мешочник и так далее.
Характерной особенностью округлой кабины была меньшая зацепистость за ветки деревьев и меньшая габаритная ширина. Опять же, при невозможности выйти с одной стороны, можно было всегда выйти в другую. К примеру, если одна гусеница в глубокой луже, а другая на сухом месте. Трактор ДТ-75М имел более широкую кабину — к её ширине добавлялся топливный бак. Кабина имела более глубокую по высоте выштамповку потолка кабины (увеличена высота над головой водителя) и рычаги управления, загнутые к трактористу. Дверь в кабину осталась только одна, справа.
Трактор ДТ-75Б (болотоходный) с кабиной, аналогичной кабине ДТ-75М, имел увеличенную опорную поверхность гусеничных цепей за счет увеличения ширины звеньев гусениц и возможности опускания направляющих колес. Благодаря этому давление на грунт составляло 0,031 МПа при поднятых направляющих колесах, 0,023 МПа при опущенных направляющих колесах против 0,047 МПа у ДТ-75М. На тракторе ДТ-75Б устанавливался двигатель СМД-14НГ мощностью 80 л. с. при 1800 об/мин.
На тракторе ДТ-75К (крутосклонный) устанавливалась кабина оригинальной конструкции, позволяющая разместить органы дублированного управления. Трактор предназначался для выполнения работ на склонах крутизной до 20 градусов. Имел два механизма навески: передний и задний, реверс-редуктор, благодаря чему мог осуществлять работу челночным способом, то есть без разворотов в конце гона. Оснащался двигателем СМД-14НГ.
С 1978 года трактор комплектуется новой подрессоренной кабиной и оперением. Для улучшения обзора кабина нового образца смещена вправо от оси трактора, а топливный бак увеличенной вместимости размещен с левой стороны кабины. Однако многие механизаторы были недовольны новой панорамной кабиной.
Хотя кабина нового образца более комфортабельна по сравнению со старой, трактор с новой кабиной не может обрабатывать почву под кронами деревьев (мешает высота кабины). В итоге завод стал получать письма от потребителей с просьбой вернуть кабину автомобильного типа.
Для создания нормальных температурных условий в кабине предусмотрена вентиляционная установка, которая подает воздух, очищенный от пыли, увлажненный и охлажденный. Она автоматически включается при закрытых окнах и дверях кабины.
Для обеспечения оптимальной температуры воздуха на рабочем месте водителя в зимний период в кабине трактора установлен отопитель калориферного типа. Конструкция кабины позволяет работать на тракторе в любых погодных условиях.
В обиходе трактор ДТ-75 с топливным баком, расположенным сбоку от кабины, часто называют «почтальоном». К этой разновидности тракторов относятся следующие модификации: ДТ-75В с двигателем СМД-14НГ и его болотоходная модификация ДТ-75БВ; ДТ-75М и ДТ-75МВ с двигателем А-41; ДТ-75Н с двигателем СМД-18Н и его болотоходная модификация ДТ-75НБ; ДТ-75Д (двигатель А-41И или Д-440-22) и его торфяная модификация ДТ-75ДТ (ширина гусениц 670 мм.); ДТ-75РМ (двигатель РМ-80 (80 л. с.) или РМ-120 (100 л. с.).
Не позднее чем с 1986 года Павлодарский тракторный завод взамен трактора ДТ-75М начал выпускать трактор ДТ-75МЛ, отличавшийся изменённой облицовкой моторного отсека и увеличенной по размерам кабиной, вследствие чего высота трактора увеличилась с 2304 мм. (ДТ-75М «Казахстан») до 2923 мм. Новая кабина была каркасной конструкции, слегка трапециевидной формы, крепилась к основанию шестью амортизаторами. Все стекла кабины неподвижные.
Трактор ДТ-75МЛ отличался от трактора ДТ-75М также увеличенным количеством контрольных приборов и ламп; наличием вентиляционной установки кабины с водяным охладителем; вынесенным в кабину рычагом сцепления пускового двигателя для запуска основного двигателя с рабочего места из кабины; перенесенной к сиденью оператора под правую руку рукояткой управления подачей топлива для основного двигателя.
Тракторы ДТ-75МЛ и аналогичный ему трактор ДТ-75Т, но с турбокомпрессорным двигателем Д-440-21 вместо А-41, окрашивались в жёлтый цвет.
Памятник трактору в Воронеже
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ МОДИФИКАЦИЙ ТРАКТОРА ДТ-75
Волгоградский тракторный завод | ПТЗ | ||||||||||||
ДТ-75 [1] | ДТ-75М [2] | ДТ-75Б [3] | ДТ-75К [3] | ДТ-75В [4] | ДТ-75М [5] | ДТ-75МВ [6] | ДТ-75Н [7] | ДТ-75М [8] | ДТ-75МЛ [9] | ДТ-75Т [10] | |||
Кабина | округлая | округлая с выпуклой крышей | специальная | угловатая смещена вправо | округ. с выпукл. крышей | угловатая большая | |||||||
Габаритные размеры (мм): | |||||||||||||
− длина без механизма навески | 3860/4109,5 | 4209 | 4156,5 | 4110 | 4209 | 4240 | 4110 | 4240 | |||||
− длина с механизмом навески | 4450/4575,5 | 4675 | 4619,5 | 5615 | 4670 | 4575 | 4810 | 4424 [11] | |||||
− ширина | 1750/ 1740 | 1740 | 2240 | 3203,5(2517,5) [12] | 1890 | 1740 | |||||||
− высота | 2254/ 2304 [13] | 2333,5 [14] | 2573 | 2650 | 2304 [15] | 2923 | |||||||
− база | 1612 | 1612(2365,5) [16] | 1612 [17] | ||||||||||
− колея | 1330 | 1570 | 1330 | ||||||||||
− дорожный просвет | 326 [18] | 376 [18] | 296 [19] | 290 [20] | 326 [18] | 376 [18] | 300 | ||||||
Глубина преодолеваемого брода (мм.) | Н/Д | 600 | Н/Д | 600 | |||||||||
Минимальный радиус поворота (м.) | Н/Д | 2,25 | Н/Д | 2,25 | 2,5 | ||||||||
Углы подъёма и спуска (град.) | Н/Д | 20 | 30 | 20 | 30 | ||||||||
Угол попереч. статич. устойчивости (град) | 43 | 40 | |||||||||||
Максимально допустимая крутизна склона при работе трактора поперек склона (град.) | Н/Д | 15 | 20 | 15 | 12 | ||||||||
Угол продольно статистической устойчивости (на подъём/на уклон) (град.) | 23/40 | Н/Д | |||||||||||
Сухой вес трактора (кг.) | 8040 | 6007/5167 [21] | |||||||||||
в комплектации С1 | 5900/6050 | 6160 | 7210 | − | 6600 | 6250 | 6160 | Н/Д | − | ||||
в комплектации С2 | 5500/5600 | 5710 | 6820 | − | 6200 | 5860 | 5710 | Н/Д | − | ||||
в комплектации С3 | 5450/5500 | 5660 | 7160 | − | 6170 | 5830 | 5660 | Н/Д | − | ||||
в комплектации С4 | 5850/6000 | 6110 | − | 6550 | 6260 | 6110 | Н/Д | ||||||
в комплектации С5 | − | 6200 | − | 6200 | − | ||||||||
в комплектации С6 | − | 6250 | − | 6250 | − | ||||||||
в комплектации УС1 | − | 6300 | − | 6490 | 6740 | − | |||||||
в комплектации УС2 | − | 5850 | − | 6090 | 6340 | − | |||||||
в комплектации УС3 | − | 5800 | − | 6050 | 6300 | − | |||||||
в комплектации УС4 | − | 6250 | − | 6440 | 6690 | − | |||||||
в комплектации РС1 | − | 6300 | − | 6490 | − | 6740 | 6390 | − | Н/Д | − | |||
в комплектации РС2 | − | 5850 | − | 6090 | − | 6340 | 6000 | − | Н/Д | ||||
в комплектации РС3 | − | 5800 | − | 6050 | − | 6300 | 5970 | − | Н/Д | − | |||
в комплектации РС4 | − | 6250 | − | 6440 | − | 6690 | 6400 | − | Н/Д | ||||
в комплектации ХС1 | − | 6300 | − | 6490 | 6740 | 6390 | − | Н/Д | − | ||||
в комплектации ХС2 | − | 5850 | − | 6090 | 6340 | 6000 | − | Н/Д | − | ||||
в комплектации ХС3 | − | 5800 | − | 6050 | 6300 | 6970 | − | Н/Д | − | ||||
в комплектации ХС4 | − | 6250 | − | 6440 | 6690 | 6400 | − | Н/Д | |||||
Вес заправленного трактора (кг.) | 8350 | 6007/5167 [22] | |||||||||||
в комплектации С1 | 6250/6360 | 6470 | 7560 | − | 7070 | 6750 | 6470 | 6810 | − | ||||
в комплектации С2 | 5850/5910 | 6020 | 7170 | − | 6670 | 6360 | 6020 | 6420 | − | ||||
в комплектации С3 | 5780/5840 | 5950 | 7510 | − | 6640 | 6330 | 5950 | 6390 | − | ||||
в комплектации С4 | 6200/6310 | 6420 | − | 7020 | 6760 | 6420 | 6830 | Н/Д | |||||
в комплектации С5 | − | 6570 | − | 6570 | − | ||||||||
в комплектации С6 | − | 6560 | − | 6560 | − | ||||||||
в комплектации УС1 | − | 6610 | − | 6960 | 7210 | − | |||||||
в комплектации УС2 | − | 6160 | − | 6560 | 6810 | − | |||||||
в комплектации УС3 | − | 6090 | − | 6520 | 6770 | − | |||||||
в комплектации УС4 | − | 6560 | − | 6910 | 7160 | − | |||||||
в комплектации РС1 | − | 6610 | − | 6960 | − | 7210 | 6890 | − | 6950 | − | |||
в комплектации РС2 | − | 6160 | − | 6560 | − | 6810 | 6500 | − | 6560 | Н/Д | |||
в комплектации РС3 | − | 6090 | − | 6520 | − | 6770 | 5470 | − | 6490 | − | |||
в комплектации РС4 | − | 6560 | − | 6910 | − | 7160 | 6900 | − | 6970 | Н/Д | |||
в комплектации ХС1 | − | 6610 | − | 6960 | 7210 | 6890 | − | 6950 | − | ||||
в комплектации ХС2 | − | 6160 | − | 6560 | 6810 | 6500 | − | 6560 | − | ||||
в комплектации ХС3 | − | 6090 | − | 6520 | 6770 | 6470 | − | 6490 | − | ||||
в комплектации ХС4 | − | 6560 | − | 6910 | 7160 | 6900 | − | 6970 | Н/Д | ||||
Среднее удельное давление на грунт (кг/см2) | 0,44 | 0,44 [23] | 0,31/0,23 [16] | 0,42/0,6/0,25 [24] | 0,49 [25] | 0,51 [23] | 0,49 [23] | 0,47 | 0,49 [23] | 0,51 [26] | |||
Скорости движения трактора (км/ч): | |||||||||||||
− основные | |||||||||||||
на первой передаче | 5,08/5,15 | 5,3 | 5,45 | 5,3 | 5,45 | 5,3 | |||||||
на второй передаче | 5,66/5,74 | 5,91 | 6,08 | 5,91 | 6,08 | 5,9 | 5,91 | ||||||
на третьей передаче | 6,3/6,39 | 6,58 | 6,77 | 6,58 | 6,77 | 6,58 | |||||||
на четвёртой передаче | 7/7,1 | 7,31 | 7,52 | 7,31 | 7,52 | 7,3 | 7,31 | ||||||
на пятой передаче | 7,8/7,9 | 8,16 | 8,36 | 8,37 | 8,16 | 8,38 | 8,14 | 8,16 | |||||
на шестой передаче | 8,67/8,8 | 9,05 | 9,31 | 9,05 | 9,31 | 9,06 | 9,05 | ||||||
на седьмой передаче | 10,7/10,85 | 11,18 | 11,49 | 11,18 | 11,49 | 11,17 | 11,18 | ||||||
задний ход | 4,35/4,41 | 4,54 | 4,67 | − | 4,67 | 4,54 | 4,67 | 4,54 | |||||
− с включенным УКМ | |||||||||||||
на первой передаче | 4,06/4,12 | 4,24 | − | 4,5 | 4,24 | − | 4,24 | − | |||||
на второй передаче | 4,53/4,6 | 4,73 | − | 5 | 4,73 | − | 4,73 | − | |||||
на третьей передаче | 5,05/5,11 | − | 5,26 | − | |||||||||
на четвёртой передаче | 5,6/5,68 | − | 5,85 | − | |||||||||
на пятой передаче | 6,23/5,32 | − | 6,5 | − | |||||||||
на шестой передаче | 6,94/7,04 | − | 7,25 | − | |||||||||
на седьмой передаче | 8,56/8,68 | − | 8,94 | − | |||||||||
задний ход (резервная) | 3,48/3,53 | 3,36 | − | 3,7 | 3,36 | − | 3,63 | − | |||||
− с включенным ходоуменьшителем | |||||||||||||
(на первом-четвёртом диапазонах) | |||||||||||||
на первой передаче | − | 0,33, 0,70, 1,61, 3,44 | 0,337, 0,717, 1,667, 3,539 | − | 0,33, 0,70, 1,61, 3,44 | ||||||||
на второй передаче | − | 0,36, 0,73, 1,81, 3,84 | 0,376, 0,8, 1,86, 3,96 | − | 0,36, 0,73, 1,81, 3,84 | ||||||||
на третьей передаче | − | 0,41, 0,86, 2,00, 4,27 | 0,418, 0,891, 2,07, 4,396 | − | 0,41, 0,86, 2,00, 4,27 | ||||||||
на четвёртой передаче | − | 0,45, 0,94, 2,24, 4,74 | 0,465, 0,99, 2,3 4,886 | − | 0,45, 0,94, 2,24, 4,74 | ||||||||
− с включенным реверс-редуктором (впер./наз.) | |||||||||||||
на первой передаче | − | 3,17/3,94 | − | 3,26 | 3,26/4,05 | 3,17/3,94 | 3,26/4,05 | − | 3,17/3,94 | ||||
на второй передаче | − | 3,54/4,39 | − | 3,64 | 3,64/4,52 | 3,54/4,39 | 3,64/4,52 | − | 3,54/4,39 | ||||
на третьей передаче | − | 3,94/4,89 | − | 4,05 | 4,05/5,03 | 3,94/4,89 | 4,05/5,03 | − | 3,94/4,89 | ||||
на четвёртой передаче | − | 4,37/5,43 | − | 4,5 | 4,50/5,59 | 4,37/5,43 | 4,50/5,59 | − | 4,37/5,43 | ||||
на пятой передаче | − | 4,88/6,06 | − | 5,01 | 5,00/ 6,23 | 4,88/6,06 | 5,01/6,23 | − | 4,88/6,06 | ||||
на шестой передаче | − | 5,41/6,72 | − | 5,57 | 5,57/6,93 | 5,41/6,72 | 5,57/6,93 | − | 5,41/6,72 | ||||
на седьмой передаче | − | 6,69/8,30 | − | 6,88 | 6,88/8,54 | 6,69/8,30 | 6,88/8,54 | − | 6,69/8,30 | ||||
Номинальные тяговые усилия (кгс) | |||||||||||||
− основные | |||||||||||||
на первой передаче | 3000 | 3540 | 2903 | 2810 | 3000 | 3540 | 3484 | 3650 | 3540 | 4268 | |||
на второй передаче | 3620 | 3120 | 2540 | 2450 | 2582 | 3120 | 3063 | 3220 | 3120 | 3551 | |||
на третьей передаче | 2300 | 2750 | 2220 | 2130 | 2263 | 2750 | 2694 | 2850 | 2750 | 3098 | |||
на четвёртой передаче | 2020 | 2430 | 1939 | 1850 | 1981 | 2430 | 2368 | 2510 | 2430 | 2827 | |||
на пятой передаче | 1680/1710 | 2070 | 1630 | 1540 | 1670 | 2070 | 2008 | 2140 | 2070 | 2344 | |||
на шестой передаче | 1460/1490 | 1820 | 1404 | 1320 | 1444 | 1820 | 1746 | 1880 | 1820 | 2026 | |||
на седьмой передаче | 1080/1100 | 1380 | 1024 | 940 | 1062 | 1380 | 1304 | 1430 | 1380 | 1502 | |||
− с включенным УКМ | |||||||||||||
на первой передаче | 3680/3740 | 4430 | − | 3952 | 4430 | − | 4430 | − | |||||
на второй передаче | 3250/3310 | 3910 | − | 3273 | 3910 | − | 3910 | − | |||||
на третьей передаче | − | 3390 | − | ||||||||||
на четвёртой передаче | − | 3000 | − | ||||||||||
на пятой передаче | − | 2550 | − | ||||||||||
на шестой передаче | − | 2230 | − | ||||||||||
на седьмой передаче | − | 1700 | − | ||||||||||
− с включенным реверс-редуктором | |||||||||||||
на первой передаче | − | 6260 | − | 5158 | − | 6044 | 4902 | − | Н/Д | ||||
на второй передаче | − | 5560 | − | 5464 | − | 5357 | 4339 | − | Н/Д | ||||
на третьей передаче | − | 4940 | − | 3910 | 4044 | − | 4755 | 3849 | − | Н/Д | |||
на четвёртой передаче | − | 4400 | − | 3449 | 3584 | − | 4223 | 3414 | − | ||||
на пятой передаче | − | 3800 | − | 2937 | 3077 | − | 3636 | 3012 | − | ||||
на шестой передаче | − | 3380 | − | 2572 | 2708 | − | 3209 | 2661 | − | ||||
на седьмой передаче | − | 2650 | − | 1954 | 2085 | − | 2488 | 2062 | − | ||||
Двигатель основной | |||||||||||||
Марка двигателя | СМД-14 | А-41 | СМД-14НГ | А-41 | СМД-18Н | А-41 | Д-440 | ||||||
Номинальная эксплуатационная мощность, л. с. | 75 [27] | 90 | 80 | 90 | 95 | 90 [27] | 94/ 90 [28] | 98/ 95 [28] | |||||
Номинальная частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности об./мин. | 1700 | 1750 | 1800 | 1750 | 1800 | 1750 | |||||||
Максимальная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу, не более об./мин. | 1830 | 1920 | 1950 | Н/Д | 1920 | 1950 | Н/Д | ||||||
Минимальная устойчивая частота вращения коленч. вала на холост, не более об./мин. | 600 | 700 | 600 | Н/Д | 700 | 600 | 700 | Н/Д | |||||
Максимальный крутящий момент кгс*м | Н/Д | 42,3 | 32,5 | Н/Д | |||||||||
Коэффициент запаса крутящего момента % | Н/Д | 15 | 12 | 15 | 12 | Н/Д | 15 | Н/Д | |||||
Диаметр цилиндра, мм | 120 | 130 | 120 | 130 | 120 | 130 | |||||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||||||||||
Рабочий объём, л | 6,3 | 7,43 | 6,3 | 6,33 | 7,43 | 6,33 | 7,45 [29] | 7,43 | |||||
Удельный расход топлива при номинальной эксплуатационной мощности не более (г./л. с.*ч.) | 195 | 185 | 180/176 [30] | 174/224 [31] | |||||||||
Относительный эксплуатационный расход масла от расхода топлива % | |||||||||||||
− общий | Н/Д | 1,4 | 1,5 | не более 2,5 | Н/Д | 0,9 | |||||||
− на угар | Н/Д | 0,8 | 0,7 | Н/Д | 0,4 | ||||||||
Фазы газораспределения: | |||||||||||||
впуск: начало до ВМТ | 17 | 20 | 17 | 20 | 15 | 20 | Н/Д | ||||||
впуск: конец после НМТ | 56 | 50 | 56 | 50 | 47 | 50 | Н/Д | ||||||
выпуск: начало до НМТ | 56 | 50 | 56 | 50 | 56 | 50 | Н/Д | ||||||
выпуск: конец после ВМТ | 17 | 20 | 17 | 20 | 17 | 20 | Н/Д | ||||||
турбокомпрессор, модель | − | ТКР-8,5Н | − | Н/Д | |||||||||
Заправочные ёмкости (л.) | |||||||||||||
топливный бак основного двигателя | 245 | 215 | 315 | 245 | 240 | 230 | |||||||
топливный бак пускового двигателя | 2,5 | ||||||||||||
бачок предпускового обогревателя | − | 5,6 | |||||||||||
картер основного двигателя | 21 | 22 | 21 | 22 | 21 | 22 | |||||||
картер редуктора пускового двигателя | 0,3 | 0,5 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | |||||||
система охлаждения | 60/41 | 30 | 29 | 30 | 29 | Н/Д | 30 | ||||||
− в том числе без предпускового подогревателя | Н/Д | 27 | 26 | 27 | 26 | 27 | |||||||
картер КПП и конической передачи зад. Моста | 9 | 9,2 | 9 | ||||||||||
картер УКМ | 4/ 4,3 | 4,3 | − | 4,3 | − | 4,3 | − | ||||||
картер ходоуменьшителя | − | 2,92 | − | 2,92 | |||||||||
картер реверс-редуктора | − | 4,8 | 4,3 | 4,8 | 4,3 | − | 4,3 | ||||||
конечные передачи (обе) | 7/ 7,5 | 7,5 | |||||||||||
ступицы направляющих колес (обе) | 0,6/ 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,55 | 0,7 | 0,87 | 0,55 | ||||||
полости перед. головок балансиров напр. колес | − | 0,6 | − | ||||||||||
полости задн. головок балансиров напр. колес | − | 1,7 | − | ||||||||||
подвески ходовой системы (все) | 4/Н/Д | Н/Д | |||||||||||
− в том числе полостей цапф кареток подвески (всех) | Н/Д/ 1,15 | 1,15 | 1 | 1,15 | 1 | ||||||||
− в том числе полостей осей опорных катков (всех) | Н/Д/ 3,45 | 3,45 | 2,4 | 3,45 | 2,83 | 2,4 | |||||||
ступицы поддерживающих роликов (все) | 2 | 2 / 1,12 [32] | 1,12 | 2 | 1,16 | 1,12 | |||||||
картер редуктора ВОМ | 0,7/ 2,6 | 2,6 | |||||||||||
гидравлическая система | 25 [23] | 32,5 [23] | 49 | 28,5 [23] | 25 [23] | 42,5 | |||||||
− в том числе масляный бак гидросистемы | 19/ 19,5 | 19,5 | 35,4 | 19 | 19,5 | 31 | |||||||
картер топливного насоса | 0,23 | − | 0,2 | − | |||||||||
картер регулятора топливного насоса | 0,37 | 0,57 | 0,6 | 0,57 | 0,6 | 0,37 | 0,6 | − | |||||
картер регулятора пускового двигателя | 0,06 | − | 0,06 | − | |||||||||
основной силовой цилиндр | 2,4 | − | |||||||||||
масляная ванна воздухоочистителя | − | 2,65 | − | 2,65 | − | 2,65 | |||||||
бак вентиляционной установки | − | 21 | − | 25 | 16 | ||||||||
ёмкость отопителя кабины | − | 1 | − | 1 | − | ||||||||
бачок стеклоомывателя | − | Н/Д | 1 | ||||||||||
гидронатяжитель | − | 0,21 |
Сфера применения
ДТ-75 является универсальным трактором, так как применяется вместе с навесным оборудованием. Также его преимуществом является высокая проходимость в труднодоступной местности, например, на болотах.
Гусеничный трактор используется в следующих сферах:
- сельское хозяйство
- коммунальные и дорожные службы
- строительство
- добывающая промышленность
Прямой отвал позволяет расчищать участки для строительства (в том числе дорог), а сферический отвал используется для перемещения сыпучих материалов (грунт, песок, щебень).
Если снабдить ДТ-75 прицепным оборудованием, то он может использоваться в качестве тягача, корчевателя.
Специальное навесное или прицепное оборудование позволяет широко использовать трактор в сельском хозяйстве: боронование, рыхление, вспахивание, сев, уборка урожая (клубней), мелиорация.
Конструктивные особенности
- Вес и габариты
Отличительной чертой гусеничных тракторов ДТ-75 являются большие габариты 4530×1850×2650 мм и вес около 6,5 тонн. Вместе с гусеничным приводом это позволяет с легкостью использовать машину как бульдозер даже на самых вязких грунтах.
- Двигатель
На базовую модель трактора-почтальона установлен четырехцилиндровый дизельный двигатель СМД-14 с водяным охлаждением.
Мощность мотора составляет 80 лошадиных сил, средний расход дизеля — 250 г. за л.с./ч.
Бак рассчитан на 315 литров, это позволяет работать автономно на машине в течение длительного периода времени.
Плюсом этих двигателей владельцы называют надежность, экономичность, простоту конструкции и ремонтопригодность. Детали для этого мотора можно найти на большинстве автомобильных рынков.
- Коробка передач
Трактор оснащен КПП на 8 степеней, что позволяет выбирать оптимальную скорость для выполнения конкретного вида работ.
Благодаря этому достигается максимальная плавность и равномерность хода ДТ-75.
- Ходовая и трансмиссия
Тягово-сцепные показатели трактора значительно повышены при помощи двухдисковой муфты сцеплении, которая постоянно включена, и усилителя вращающего момента, увеличивающего тяговые характеристики примерно на 20-30 %.
При этом, главная передача, коробка передач и фрикционы для разворота размещены в одном узле. Возможна дополнительная комплектация ходоуменьшителями.
На форумах есть отзывы от владельцев об успешном применении гусеничного трактора ДТ-75М на шинах.
Модификация заключается в монтаже мостов и полуосей от 130-го ЗИЛа.
При этом идет значительная экономия топлива и смазочных материалов, а также продление моторесурса двигателя. Появляется возможность проводить транспортировку грузов по дорогам общего назначения.
- Кабина и управление
Кабина трактора ДТ-75 полностью герметична и позволяет размещаться в ней сразу 2 людям. Она имеет повышенную тепло- и звукоизоляцию.
Технические характеристики кабины полностью отвечают действующим стандартам.
Высоту кресла можно регулировать под рост каждого оператора. Вентиляционная система имеет фильтры очистки и подогрева входящего воздушного потока.
Владельцу трактора ДТ 75К представлена возможность обзора на 360 °.
Все рычаги управления находятся в кабине, что позволяет настраивать ход машины непосредственно во время эксплуатации.
- Гидросистема
Популярность трактора достигается благодаря широкому спектру различного навесного оборудования, которое можно использовать совместно с гидравлической системой. Она управляется непосредственно с кабины трактора ДТ-75 через гидрораспределитель.
Технические характеристики
Их технические характеристики приведены в таблице:
Модель | ДТ-75 | ДТ-75Н | ДТ-75Д | ДТ-75РМ |
Тяговый класс | 3 | 3 | 3 | 3 |
Расход топлива, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.) | 251,3 (185) | 231 (170) | 231 (170) | 231 (170) |
Мощность, кВт (л.с.) | 58,8 (80) | 70 (95) | 70 (95) | 73,5 (100) |
Диапазон скоростей, км / ч | 0,34 — 11,5 | 0,34 — 11,5 | 0,33 — 11,1 | 0,35 — 11,84 |
Число передач, вперед/назад | 7/1 | 7/1 | 7/1 | 7/1 |
Колея, мм | 1330 | 1330 | 1330 | 1330 |
Дорожный просвет, мм | 376 | 380 | 380 | 380 |
Габариты, мм длина х ширина х высота |
4530 х 1890 х 2650 |
4530 х 1850 х 2720 |
4530 х 1850 х 2720 |
4530 х 1850 х 2710 |
Вес, кг | 6440 | 6810 | 6950 | 6800 |
Силовая установка
В базовой комплектации на ДТ-75 ставится четырехтактный двигатель СМД-14 с водяным охлаждением мощностью 75 л.с. Масса силового агрегата – 720 кг. Двигатель работает через бензиновое пусковое устройство ПД-10У, имеющее электрофакельный подогреватель и электростартер. В дополнение устанавливается генератор Г-214-А1 мощностью 180 Вт и масляный насос НШ-46У.
При установке двигателя возможны варианты:
- СМД-14НГ мощностью 80 л.с.
- СМД-66 с V-образным расположением поршней. Имеет турбонаддув. Максимальная мощность заявлена на уровне 170 л.с.
- А-41, дающий 90 л.с. и имеющий систему жидкостного охлаждения.
- А-41СИ-02 мощностью 94 л.с. Такой двигатель ставится на новые модели гусеничного трактора ДТ-75.
Частота вращения коленвала – 1750 об/мин. Расход топлива двигателем –251,5 (185) г/кВт*ч (г/э. л.с.-ч). Основным топливом считается дизель. Для работы пускового механизма необходима смесь бензина А-72 или А-76 с моторным маслом. Объем топливного бака – 315 литров.
Коробка передач у этой техники – семиступенчатая механика. Скорость передвижения базовой модели – 11 км/ч при движении вперед и 4,5 км/ч при езде назад. В трансмиссию добавлен ходоуменьшитель. Сцепление у гусеничного трактора двухдисковое сухое.
Характеристики СМД-18Н:
- рабочий объем – 6,33 л;
- номинальная мощность – 70 (95) кВт (л.с.);
- номинальная частота вращения – 1800 об/мин;
- количество цилиндров – 4;
- диаметр цилиндра – 120 мм;
- удельный расход топлива – 224 (165) л/кВт в час (л/л.с. в час).
А-41 – 4-тактный дизельный агрегат с прямым впрыском, жидкостной системой охлаждения и вертикальным расположением цилиндров. Особенностью двигателя является 2-клапанный механизм газораспределения и чугунные гильзы со специальной обработкой поверхности.
Характеристики мотора А-41:
- рабочий объем – 7,43 л;
- номинальная мощность – 90 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1750 об/мин;
- количество цилиндров – 4;
- диаметр цилиндра – 130 мм;
- степень сжатия – 16.
РМ-120 – менее распространенный дизельный агрегат.
Последние версии ДТ 75 также оснащались моторами Sisu (Финляндия) с мощностью 98 л.с.
Для эксплуатации в северных районах предусматривалась установка предпускового подогревателя. Все моторы бульдозера были не требовательны к качеству топлива и отличались высоким запасом прочности.
Емкость топливного бака составляла 360 л.
Трансмиссия
Трансмиссия представляет собой многоступенчатую коробку передач, которая работает с 10 разными скоростями. Благодаря этому можно без проблем эксплуатировать бульдозер в разных условиях. Подобная качественная трансмиссия, которая работает в паре двигателем, дает возможность свести к минимуму общее количество потребляемого топлива.
Ходовая часть
Независимо от модификации узлы и механизмы гусеничной машины монтируются на сварной стальной раме, состоящей из продольных лонжеронов. За торможение трактора при его движении вперед или назад отвечает задний мост. Для этого задействованы два планетарных механизма поворота и ленточная тормозная система.
На едином литом корпусе монтируется муфта сцепления, увеличитель крутящего момента, карданная передача и КПП. В гидронавесную систему входит вал отбора мощности. Сама же навеска универсальная для всех модификаций и производится по сельскохозяйственному принципу.
Габаритные размеры:
- длина – 4400 мм;
- ширина – 1850 мм;
- высота – 2710 мм;
- дорожный просвет – 326-380 мм;
- гусеничная база – 1622 мм;
- ширина колея – 1330 мм;
- ширина гусеницы (базовое исполнение) – 390 мм.
Вес ДТ-75
Трактор ДТ-75 весит 5,75 т (конструктивная масса). Ниже приведем таблицу с конструктивным весом модификаций гусеничного бульдозера.
ДТ-75-С1 | 6,05 т |
ДТ-75-С2 | 5,6 т |
ДТ-75-СЗ | 5,55 т |
ДТ-75-С4 | 6 т |
Кабина ДТ-75
Трактор ВГТЗ ДТ-75 оснащен металлической кабиной закрытого типа с двумя креслами. Водительское сиденье может регулироваться по высоте и в продольной плоскости. Обогрев кабины осуществляется от водяного радиатора, охлаждение — от вентилятора.
Под рукой водителя расположены рычаги управления машиной, гидрораспределителем и ВОМом. Здесь же имеются АКБ, включатель «массы», щиток контрольных приборов, блок выключателей, кнопка электросигнала, а также аптечка, инструменты и бачок с питьевой водой. За кабиной трактора — топливный бак объемом 245 л.
Модификации трактора ДТ-75
Все новые модели ДТ-75 различаются по виду двигателя. Наша компания предлагает установку следующих двигателей:
- А-41 ОАО «Алтайский моторный завод»;
- Д442 ОАО «Алтайский моторный завод»;
- Д-245 «МТЗ-ХОЛДИНГ»;
- Финские моторы sisu.
Варианты для исполнения гусеничного шасси:
- Стандартная гусеница 390мм;
- Болотная гусеница 670 мм
Варианты комплектации:
- Реверс-редуктор;
- Ходоуменьшитель;
- Задняя гидронавесная система;
- БНДТ-10, БНДТ-20 – неповоротный бульдозерный отвал;
- БПДТ – поворотный бульдозерный отвал;
- БУДТ – универсальный бульдозерный отвал с гидроперекосом.
Навесные механизмы
Бульдозер ДТ-75 может агрегатироваться с навесными механизмами трех видов:
- Отвал неповоротный. Он используется для сдвига участков земли, перемещения грунтов, выравнивания насыпей сыпучих материалов (песок, гравий, снег и так далее).
- Поворотный отвал, способный поворачивать рабочий орган в обе стороны.
- Универсальный отвал, допускающий выполнение всех видов работ. Его работа необходима в строительной сфере. В отличие от остальных моделей, данный отвал имеет основной цилиндр, который позволяет поворачиваться на угол двадцать пять градусов.
Работает навесное оборудование довольно быстро. Отвал вращается со скоростью пятнадцать сантиметров в секунду.
Технические характеристика трактора позволяют ему поднять навесные механизмы массой девятьсот килограмм.
Трактор ДТ-75 был и остается одним из наиболее подходящих вариантов для строительных работ.
Трактор ДТ-75М — машина, ставшая легендой отечественного автопрома. В отличие от прочих модификаций, эта техника сохранила актуальность и продолжает выпускаться на Волгоградском тракторном заводе. По данным статистики, гусеничный трактор ДТ-75 — самая массовая техника в СССР. В 2013 году состоялся полувековой юбилей с начала выпуска техники.
Отвал своими руками
Отвал состоит из рамы, рабочей поверхности и гидравлического цилиндра. В качестве рамы используются готовые узлы или швеллер с дополнительными усилителями. Отвал изготавливается из стального лист толщиной 8-10 мм и дополнительно укрепляется по задней поверхности. Самодельная конструкция должна выдерживать большие нагрузки, возникающие при работе. Возможна установка поворотного отвала с управлением от отдельного гидроцилиндра. Управление гидравликой ведется из кабины оператора.
Транспортировка агрегата
Конструктивные особенности трактора значительно облегчают его транспортировку при использовании платформы железнодорожного состава.
Хотя, учитывая, что не к каждому объекту проложена железнодорожная ветка, производители позаботились, чтобы имелась альтернативная возможность доставки спецтехники. Бульдозер вполне доступно погружать на автомобильный транспорт для перевозки. Для этого понадобится только прицеп, имеющий низко расположенную раму.
Основы функционирования
При желании машинист ДТ-75 способен просчитать период рабочего цикла, заключающийся в выполнении следующих действий:
- Рабочий ход, при котором производится углубление в почву и ее копка (происходит набор, а затем перемещение набранного грунта).
- Прекращение движения в момент переключения скоростей.
- Время холостого движения, чтобы вернуть агрегат в начальную точку.
- Остановка, необходимая для переключения на рабочий ход.
Сначала подрезанный, а затем отделенный грунт накапливается перед ножом, заполняя отвал до верха. Потом отвальный механизм приподнимается до кромки земной поверхности, его содержимое перемещается в требуемое место. Если требуется выровнять по плоскости снятый грунт, тогда отвал при перемещении машины равномерно приподнимают. Отменные показатели маневренности позволяют водителю начинать каждый цикл на другом месте.
Эксплуатация
Выпускались 4 комплектации землеройной машины этой модели:
- С1 — присутствовали выносные цилиндры, узлы задней навески и гидравлики;
- С2 — добавлен распределитель и бак гидравлики;
- С3 — отсутствует дополнительное оборудование;
- С4 — аналогичен С1, но отсутствует выносной цилиндр.
Чтобы переместить спецтехнику на место работы автотранспортом, желательно точно знать заранее, какая масса бульдозера вместе с навесными приспособлениями будет транспортироваться. Хотя раньше распространен был вариант перемещения железнодорожными платформами, использование автомобильной техники оказалось значительно экономичнее.
Расход топлива
Паспортный расход солярки за час интенсивной работы — 15 л, если на агрегате смонтирован мотор на 95 л. с.
При иной комплектации трактора этот показатель способен существенно повышаться. Дизельное топливо заправляют в увеличенный до 380 л бак.
Ремонт ДТ-75
Для обеспечения работоспособности машин необходимо проводить регулярное обслуживание техники в соответствии с руководством по ремонту. На ДТ-75 частым поломкам и износу подвержены узлы трансмиссии, ходовая часть и тормозные ленты.
При эксплуатации трактора трансмиссия требует выполнения регламентных работ:
- Проведение регулировки сцепления проводится через 240 часов работы. Под регулировкой понимают выставление зазора между рычагами отключения и корпусом выжимного подшипника.
- Регулировка поворота трактора заключается в настройке хода педалей тормоза и свободного хода рычагов управления тормозами планетарных редукторов.
При появлении шумов при работе трансмиссии требуется проведение ремонта коробки передач. Ремонт бортовой передачи необходим при появлении течей или разрушении шестерен привода.
Встречается вариант переделки на колеса тракторов ДТ-75. Для этого устанавливаются дифференциал и полуоси от грузовика ЗиЛ-130. Спереди монтируется балка в сборе от грузовика на листовых рессорах. Рулевое управление гидрообъемное с дозатором жидкости. Трактор на колесном ходу экономичнее и может буксировать прицепы весом до 20 т.
Ремонт лент
При проблемах с поворотом трактора требуется произвести регулировку свободного хода рычагов управления. Для выполнения настройки снимаются крышки, а затем затягивается регулировочная гайка тормозной ленты. Затяжка ведется до момента совпадения проточки на рычаге с ушком пружины. После этого затягиваются фиксирующий винт и контргайка. Дополнительно может потребоваться корректировка длины соединительной тяги от педалей до механизмов.
Регулировка фрикционов
Настройка производится на ходу с участием помощника. Для регулировки фрикционов имеются шестигранные гайки, выведенные из картера.
Шаги настройки:
- Включить первую передачу и тронуться с места.
- Выжать педаль левого фрикциона. Если он не крутится, то необходимо отпустить гайку.
- Провести аналогичную настройку правого узла.
- Проверить работу. При отключении двух фрикционов трактор должен остановиться.
Задний мост
Ремонт может потребоваться при утечках масла из стыков бортовой передачи и картера или шумной работе главной пары. В процессе работ проверяется состояние тормозных механизмов, производится настройка положения лент и регулируются соединительные тяги привода.
Ремонт двигателя
Двигатель ремонтируется при появлении посторонних шумов, повышенном расходе масла и появлении дымного выхлопа. Эти признаки сопровождаются снижением мощности мотора и затрудненным запуском. Для ремонта двигатель снимается с трактора и разбирается на стенде. Снятые детали проверяются на наличие механических повреждений. Трещины в блоке и головке недопустимы, поскольку через них происходит газообмен с атмосферой или смешивание масла и охлаждающей жидкости.
Блок цилиндров оснащен сменными чугунными гильзами, которые при ремонте заменяются на детали с номинальным размером. При этом меняются кольца, проводится проверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников. Коленчатый вал при обнаружении повреждений на рабочих поверхностях отдается в мастерскую для шлифовки до ремонтного размера. Если система трактора эксплуатировалась на воде, то рекомендуется промывка рубашки специальными составами, очищающими от накипи и отложений.
При сборке двигателя требуется выставить фазы газораспределения. Готовый мотор обкатывается на стенде или на тракторе. При обкатке необходимо контролировать давление масла в системе смазки и не допускать работы на повышенных оборотах. После обкатки проводится обтяжка болтов крепления и замена масла в картере.
Ходовая часть
Ремонт и обслуживание ходовой части заключаются в натяжке гусениц, смазке ступиц и замене изношенных узлов.
Элементы ходовой части можно качественно восстановить в промышленных условиях, провести работы своими руками в бытовых условиях затруднительно.
Пальцы гусениц при износе не восстанавливаются и подлежат замене. Звенья могут восстанавливаться путем пластической деформации или электродуговой наплавки. При выполнении текущего ремонта звенья переставляются на другую сторону. За счет этого звено входит в зацепление с ведущим колесом другой кромкой цевочного отверстия.
Опорные катки и ролики могут восстанавливаться путем напрессовки колец из стали 45 с толщиной 10 мм. Возможно электрошлаковое восстановление поверхности с последующей проточкой на токарном станке. Трещины на поверхности и спицах направляющего колеса завариваются. При износе посадочных отверстий под подшипники допускается ремонт с установкой стальных втулок с толщиной стенки 3-4 мм. Ведущие колеса переставляются на другую сторону, что обеспечивает равномерный износ зуба.
Принцип работы
Если требуется разравнивание по плоскости срезанного грунта, то отвал во время движения равномерно приподнимается.
При желании оператор бульдозера ДТ-75 может просчитать время рабочего цикла бульдозера, который состоит из таких пунктов, как:
- Рабочий ход с углублением и копкой почвы, т.е, происходит набор и перемещение определённого количества грунта к месту выгрузки.
- Прекращение движения для переключения скоростей.
- Холостой ход для возвращения в изначальное положение для копки.
- Остановка для перехода на передний ход.
Подрезанный и отделённый от основной поверхности, грунт собирается перед ножом до верхнего уровня рабочего органа, после чего отвальный механизм поднимается на уровень поверхности земли и содержимое просто перемещается к месту выгрузки.
Высокие показатели маневренности, при необходимости, позволяют каждый раз начинать цикл с нового места.
Аналоги
На базе данной модели выпускается трактор ДТ-75Н. Он оснащен специальными навесными прицепами. Модель в сельском хозяйстве применяется и при осуществлении транспортных работ. Еще одним аналогом является модель ДТ-75Д. Она применяется для качественной уборки разных культур сельского хозяйства, для посева и для вспашки. Подобная машина отличается полным отсутствием неприятного буксования, то есть идеальной проходимостью.
Цена трактора ДТ-75
Средняя стоимость трактора ДТ-75 на российском рынке составляет 1 млн 950 тысяч рублей. Столько стоит новая машина, которая в обновленном виде называется Агромаш-90ТГ. На вторичном рынке можно найти экземпляры 1980-х и 1990-ых годов. Их цена составляет 100 -200 тысяч рублей. За такую цену машина будет в плачевном состоянии. Техника в заметно лучшем техническом состоянии, произведенная в 2000-ых годах, стоит в районе 450 тысяч рублей.